Одно из крупнейших событий нашей страны, который способствует творческому и культурному обмену между Россией и другими странами, стартовал в минувшие выходные.

VI международный фестиваль «Дягилев. P.S.» открылся балетом «Торобака» на сцене Большого драматического. В рамках мероприятия за 10 дней на разных площадках пройдут концерты, мастер-классы, выставки и научные конференции. 

На открытии фестиваля была и наш корреспондент Александра Ли.

— Прошу почтить память жертв минутой молчания….

Едва оправившийся после трагедии 31 октября Петербург со скорбью принял известие о терактах в Париже. И все же не отменил шестой по счету Международный фестиваль «Дягилев. P.S.». 

Организаторы до последнего сомневались, удастся ли привезти этих двух и еще с десяток артистов из Европы. Накануне прошла информация о приостановке рейсов в Россию. Дуэт ведущих хореографов современности – испанца Исраэля Гальвана и британца Акрама Хана — к открытию сезона привез на сцену БДТ «Торобаку». 

Премьера балета в Европе уже состоялась в Лондоне в прошлом году. Но выстраданные столетиями испанские, итальянские и индийские народные мотивы, использованные в спектакле, для русского слуха сегодня звучат с особым трагизмом. 

Сами авторы, а по совместительству и исполнители, утверждают, что своим танцем они «отпраздновали на зло врагам торжество жизни». 

Их персонажи Торо, что значит бык, и Бака — корова. Это и совместили в названии. Но в этом диалоге они не представители фауны, а двух разных миров, двух разных этнических культур. С одной стороны , экспрессивное фламенко в ногах испанца, с другой — классический катхак в исполнении британского бенгальца. 

Ирина Иванова, зритель: «Полтора часа пролетели совершенно незаметно… и в совершенно другом измерении».

Дмитрий Орлов, зритель: «Честно, смысла не уловил, но танцуют хорошо, хореография понравилась, артисты – молодцы».

Свою оценку спектаклю уже дал один из самых почетных гостей фестиваля — тот, за чей приезд особенно волновались организаторы. Французский хореограф Анжелен Прельжокаж, бессменный автор дягилевского фестиваля, в этом году удостоен премии «Удиви меня», хотя сам, по собственному признанию, не раз за спектакль был удивлен и испытал настоящий катарсис. 

Анжелен Прельжокаж, хореограф (Франция): «Такой спектакль особенно важен сегодня, после того, как в Париже произошли трагические события. Нам преподали урок, как цивилизации могут вступать в диалог, а не убивать друг друга». 

Этот дуэт критики уже нарекли дуэлью: красный круг в центре сцены трансформируется в ринг. Но после спектакля артисты пошутят, в этом кругу у персонажа Исраэля появился настоящий бойфренд. А если серьезно, балет так никто и не стал интепретировать, оставляя зрителю право на собственное мнение. 

Акрам Хан, хореограф, танцовщик (Великобритания): «Сама идея круга пришла из двух культур. Испанский манеж, где выступают тореодоры. И индийская мифология, где все в принципе закольцовано: каждое начало — это конец, каждый конец — это новое начало».

И это новое начало уже после спектакля хореограф бенгальского происхождения продемонстрирует сегодня в Академии Эйфмана. Там состоится его мастер-класс. 

На новой сцене Александринки уже знакомый нам Анжелен Прельжокаж представит фильм о самом себе работы Оливье Ассайаса. А еще в течение недели в рамках фестиваля пройдут выставки, концерты, научная конференция «В круге Дягилевом», опера и, конечно, балет. 

Наталья Метелица, художественный руководитель Международного фестиваля «Дягилев. P.S.»: «Когда некоторые смотрят друг на друга так враждебно, очень важно нам всем объединяться: зрителям, артистам, созадтелям, организаторам. Важно говорить о том, что у нас как раз между всеми цивилизациями общий единый язык культуры».