Композитор Игорь Стравинский всю жизнь сожалел о потере партитуры «Погребальной песни». Оркестровые партии произведения найдены в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории. Павел Никифоров зпродолжит.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «На этой неделе случилась сенсация, которую еще долго будет обсуждать весь музыкальный мир — как в России, так и в Европе, и в Америке. Ведь речь идет об одном из культовых композиторов ХХ века Игоре Стравинском.

Многие западные издания сейчас очень активно обсуждают эту новость. Дело в том, что во время переезда библиотеки консерватории, в которой сейчас идет капитальный ремонт, в новое здание специалисты обнаружили ранее неизвестную партитуру Стравинского. Это бомба, как говорят журналисты.

Откуда взялась неизвестная рукопись композитора? Когда будет исполнение этого произведения Стравинского? Кто теперь будет претендовать на авторские права этой музыки? Наш специальный корреспондент Павел Никифоров попытался найти ответы на эти вопросы. Но в итоге оказалось, что вопросов в этой истории пока больше, чем ответов».

Павел Никифоров, корреспондент: «К несчастью, партитура этого произведения пропала в России во время революции вместе с множеством других оставленных мною вещей. Я забыл эту музыку, но хорошо помню мысль, положенную в ее основу», — эти строки Стравинский писал еще в 1935 году. И кто бы мог подумать, что срочный и неожиданный переезд консерватории в другое здание в итоге сыграют главную роль в том, что партитуру все же найдут. Пусть и спустя 106 лет после потери».

Переезд аудиторий, ремонт в здании консерватории и случай сделали возможной эту находку. В 1951 году неизвестный библиотекарь спас опус №5 Стравинского от списания, запрятав его среди стопок нот в узком коридоре. А спустя полвека другой библиотекарь — Ирина Сидоренко, выйдя на работу, несмотря на травму и запрет врачей, в суете переезда натолкнулась на партии утерянной партитуры.

Ирина Сидоренко, библиотекарь: «Это была вторая половина дня. Взяв очередную оркестровку, я, что называется, зацепилась глазом за фамилию. И тут я читаю: «Стравинский. Погребальная песня». Что-то такое меня Наталия Александровна спрашивала».

Наталья Александровна — декан музыковедческого факультета, благодаря которой заветные ноты и нашлись. Это она делала запросы в музыкальные библиотеки в поисках утерянной партитуры, партии которой консерватория бережно от глаз и камер журналистов спрятала. Прежде чем показывать, нужно решить все вопросы по авторским правам.

В Нью-Йорке живет внук Стравинского Джон, в Женеве — правнучка Мария Елачич-Стравинская. Полтора месяца назад скончалась внучатая племянница композитора Елена Стравинская, жившая в Петербурге.

Наталия Брагинская, музыковед: «Это совершенно символическая вещь, что именно в этот год, в год кончины Елены Алексеевны, которая, кстати, не является правопреемницей — парадоксальная вещь. Иностранные родственники являются, а наши не имеют к этому никого отношения».

Мы связались с внучкой Стравинского Марией Елачич-Стравинской и спросили ее: будет ли она претендовать на права. Вот ее ответ: «Конечно! Я и мой дядя будем претендовать на ноты! Мы ждем реакции русской стороны и их действий, но мы будем разговаривать с нашими юристами».

Павел Никифоров, корреспондент: Саму «Песню» Стравинский написал сразу, как только узнал о смерти своего учителя. Римский-Корсаков умер в 1908 году, а произведение исполнили только спустя год. Необстрелянному 26-летнему юнцу просто не давали оркестра. Пришлось вмешаться родственникам Римского — сыну Владимиру и вдове. Ведь один великий русский композитор написал партитуру на смерть другого великого русского композитора. Что дело обстоит именно так, в конце десятых годов ХХ века мало еще кто понимал».

Никто и подозревать тогда не мог, что через шесть лет этого необстрелянного ученика Римского понесут по улицам Парижа на руках. В 1913 году он устроит скандал премьерой своего балета «Весна священная», а уже в 1914-ом, при повторном исполнении «Весны» восхищенная публика вынесет его под аплодисменты из Театра Елисейских полей. Подобной чести после Стравинского больше никто в мире не удостаивался.

Павел Никифоров, корреспондент: «Погребальная песня» исполнялась всего раз. В большом зале петербургской консерватории 17 января 1909 года. Реквием по учителю Стравинского играл оркестр графа Шереметьева под управлением Блуменфельда. И до этой недели это все, что было известно об этом произведении».

Теперь же известно, что «Песня» была написана для тройного состава симфонического оркестра. Тональность ля-минор. Продолжительность — 106 тактов. Это примерно 12 минут звучания. Еще немного подробностей — и эту музыку можно услышать в голове.

Наталия Брагинская, музыковед: «Казалось бы, траурное сочинение, все должно быть тихо, но вдруг вступает тромбон и туба, фортиссимо с ремаркой «грандиозо».

Стравинского носили в Европе на руках. В Париже, в самом центре города, его именем названа площадь, а в честь его великого балета — фонтан на этой площади. В Штатах его знает каждый школьник, потому что фрагменты из «Весны» звучат в главном диснеевском мультфильме «Фантазия».

В Петербурге же именем великого петербургского композитора не названо ни одной улицы, ни одного концертного зала или учебного заведения, не поставлено ни одного памятника. Может, хотя бы эта находка напомнит петербуржцам о нашем земляке.