В непростую ситуацию попали благотворительные организации Петербурга. В конце января в России вступил в силу закон, который запрещает перевозить через границу лекарства, не сертифицированные в нашей стране.

За нарушение правил — уголовное наказание. Но от некоторых из таких препаратов в буквальном смысле зависит жизнь многих пациентов — в основном, с редкими заболеваниями. 

Каждый нуждающийся сейчас оказался один на один с проблемой. Анна Безкровная расскажет подробнее.

Лизе сейчас девять. Девочка умеет говорить привет и просить у родителей элементные вещи: поесть, попить, посмотреть мультфильмы. В полгода ребенку поставили страшный диагноз: туберозный склероз и синдром Веста. При этом заболевании человек почти постоянно бьется в судорогах. Из-за них отмирают клетки мозга, останавливается развитие. 

Александр Петров, отец Лизы: «Три года у нас ребенок бился в судорогах. Когда мы перепробовали все лекарства, которые были в России, нам в свободном порядке врач сказал: «Вот есть такой вариант. Как вы его достанете, я не знаю. Может, оно вам поможет». Мы смогли достать это лекарство. У нас нашлись друзья в Германии, они нам прислали. И оно стало нам помогать». 

После того, как спасение нашлось, судороги прекратились. Но теперь останавливать лечение нельзя ни на один день. Иначе ребенок впадет в кому. Уже 6 лет семья покупает лекарство за границей. Иногда ездят сами, иногда просят друзей, который отправляются на отдых за рубеж. Но как быть теперь? После того, как в силу вступил новый федеральный закон, по которому за доставку несертифицированного лекарства грозит уголовное наказание. 

Ольга Каландина, мать Лизы: «У нас теперь огромные проблемы, то есть одна проблема была, что нужно найти достаточно дорогое лекарство, нужно найти того, кто купит и привезет. А другая — это этот новый закон. У нас, конечно, нет выбора. Мы, конечно, будем привозить лекарство для своего ребенка». 

Решение для казалось бы безвыходной ситуации есть. Самое простое — найти за рубежом доктора, который пропишет это лекарство. С иностранным рецептом и на границе проблем не будет. Он подтверждает, что препарат вам действительно нужен. 

Наталья Грачева, координатор программ фонда Advita: «Если есть подтверждение, что он нуждается в этом лекарстве, никто не может его задержать. Ключевое слово в этой поправке «сбыт». Если факт сбыта доказать невозможно, то конкретных пациентов это не касается». 

Разрешение на ввоз можно получить и в России. Для этого нужно обратиться в федеральную клинику. Там соберется консилиум из врачей и руководства больницы. Вместе они должны подтвердить, что никакие другие лекарства, кроме заграничных, пациенту не помогают. В лучшем случае доктора примут решение, основываясь на выписках из истории болезни. В худшем — снова начнут пробовать российские препараты, чтобы убедиться, что они бессильны. 

Елена Хвостикова, директор центра помощи пациентам «Геном»: «С решением консилиума семья должна обратиться в Минздрав за разрешением на ввоз этого препарата. Да, уйдет какое-то время, пять дней, за которые все очень переживают. Тем не менее, эти пять дней надо пройти. Минздрав дает разрешение, и тогда семья получает рецепт. С рецептом они могут поехать в любую страну». 

Попросить друзей привезти из туристической поездки лекарства теперь тоже непросто. Нужно оформлять доверенность, где указано, из какой страны и в какие сроки будут привезены препараты. Новый закон поставил палки в колеса и общественным организациям. Раньше Ассоциация туберозного склероза, например, закупала лекарства сама и рассылала почтой по всей России. Теперь каждая упаковка — по документам. 

Анна Безкровная, корреспондент: «Купить лекарства, не зарегистрированные в России, в обычной аптеке нельзя. Но возможность приобрести их за границей и легально привезти сюда все-таки есть. Гораздо хуже дела обстоят у тех, кто еще не знает, какой препарат может им помочь. Закон не разрешает докторам выписывать рецепты на незарегистрированные вещества. Сделать это может только консилиум в федеральной клинике. То есть, если вы попали в обычную, врач просто не имеет права нарушить закон и выписать спасительное лекарство».