Генеральный директор ОАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» Юрий Зинчук подробно объясняет идеологию бренда телекомпании, его миссию и значение.
Юрий Зинчук: «Театр начинается с вешалки, а телеканал начинается с логотипа. Придумать его не менее сложно, чем придумать сам канал. Этот значок — важнейший элемент имиджа всей компании, с помощью него компанию идентифицируют на рынке. Как для человека фотография в паспорте, так для фирмы ее логотип, и сейчас мы расскажем о том, как мы делали эту нашу «фотографию в паспорте»».
Выбрать логотип для телевидения такого мегаполиса, как Петербург, на первый взгляд, кажется проще простого. Возможный вариант буквально на каждом шагу. Решетка Летнего сада, шпиль Петропавловки, Медный всадник — куда ни бросишь взгляд, везде классика графического искусства. Взять, например, кораблик Адмиралтейства — образец лаконичности и стиля графического изображения. Обрисуй только контуры и подпиши — «Телевидение Петербурга», все, логотип готов. Но мы хотели открыть что-то новое, и взгляд упал на шарик. Вернее, шарики Стрелки Васильевского острова.
Анна Ксенз, художник, автор логотипа: «Долго думали, думали, думали, и мне попалась на глаза фотография, где этот шарик ясно был на дуге. И сам образ такой легкий — дуга, на нем шар, и он куда-то двигается, то есть, с одной стороны, есть динамика, простая форма, и в то же время это- Петербург, и понятно, как может дальше развиваться графика, понятно, как это все будет вырастать. Сама идея, история канала вырастает из этого образа».
Академик Лихачев называл Стрелку Васильевского острова и вид, который с нее открывается, самой красивой городской панорамой в мире. И без шариков она была бы не столь гармонична. Не быть целым, но стать неразрывной частью, не достичь гармонии, но помочь в ее достижении. Что еще нужно для логотипа канала такого города, как Петербург.
Юрий Зинчук: «Количество фотографий и картинок с изображением шарика не просто много — их невероятно много. Причем настолько, что с первого взгляда даже не удается понять, почему они все такие разные. Вот, например, я рядом с шариком на фоне Троицкого моста. А вот уже пейзаж с шариком на фоне Дворцового моста. А это уже совершенно невероятная для людей, знающих георгафию Петербурга, картинка — тот же самый шарик и я, но уже на фоне Биржевого моста. Секрет раскрывается достаточно просто. Дело в том, что на всех фотографиях шарик один, но на самом деле, как известно, их два. Но сделать так, чтобы оба шарика попали в кадр, физически невозможно. Поэтому создается такое впечатление, что на всех изображениях шарик катается по стрелке Васильевского острова как хочет. Одним словом — колобок».
Он действительно чем-то похож на колобка, который живет своей жизнью. Достаточно посмотреть в интернете картинки с ним. Вот, например, шарик в непогоду. Вот колобок улыбается. Вот его толкают, а он не катится. И этот его характер — характер маленького, но очень жизнерадостного и энергичного колобка, был перенесен в компьютерную графику нашего канала. Художники полувшутку, полувсерьез так и назвали эту концепцию — «Из жизни шариков».
Шарики на Стрелке — не только место паломничества свадебных пар и туристов. Это одно из напоминаний о том, кто строил наш город, какие это были люди. История города в шедеврах и предметах — вот шедевр, а вот история.
Юрий Зинчук: «Эти гранитные шары на стрелке Васильевского острова делал Самсон Суханов, выдающийся мастер своего дела. Можно сказать, лучший каменотес тех лет. Он делал эти гранитные шары наспор, без использования каких-либо технических средств. То есть, суть спора заключалась в том, что он сделает два абсолютно круглых и одинаковаых шара на глазок. Сейчас с помощью специальных средств мы и проверим, насколько мастеру Суханову удалось выполнить эту практически неразрешимую техническую задачу. Это геодезический лазерный сканер — сложнейший и точнейший прибор. Сейчас с помощью него мы попробуем разгадать тайну мастера Суханова. Итак, что же показали результаты нашего научного эксперимента? А показали они следующее: первое — оба этих шара имеют абсолютно круглую идеальную форму; второе — разница между ними составляет всего лишь пять миллиметров, то есть, вот этот вот северный шар больше на пять миллиметров, чем тот, южный. Невероятно. Представьте себе: вырубить из цельного куска гранита два одинаковых и абсолютно круглых шара без всяких лазерных сканеров, циркулей — вручную, на глазок, с разницой всего лишь пять миллиметров — вот на столько. Фантастика! Вот это глазомер! Вот это мастерство».
Десятое октября две тысячи десятого года — начал свое вещание телеканал Санкт-Петербург. А с гранитными шарами на Стрелке Васильевского острова в связи с этим родилась еще одна история. О том, как они стали прообразами логотипа «Санкт-Петербурга», потому что теперь Санкт-Петербург — это не только город, но и телевидение этого города.
