Дмитрий Аксёнчик,корреспондент: Столярное, токарное, кузнечное ремесла. А также — картография и стоматология. Казалось бы, все это не царские дела. Однако именно этими профессиям и не только владел Пётр Великий. Многогранной личности царя-преобразователя посвятили выставку в музее академии художеств. Одни из самых интересных экспонатов в нашем обзоре.
Пётр Алексеевич имел широкие познания в медицине и всегда носил с собой набор инструментов для стоматологических операций. И не спроста! Собственноручно вырванные у подданных зубы — это его своеобразная коллекция.
Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»: Он её собирал, чтобы показывать, что вот — зубы испорчены. Их надо удалить. Поэтому он их хранил. Чтобы сограждане понимали, что в этом есть толк и смысл. Раз царь сам делает, значит правильно.
При том, большинство из этих зубов — моляры, которые удалить сложнее. Правда, в коллекции есть и здоровые.
Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»: Возможно болела десна или было какое-то воспаление. Но этого Пётр не мог определить поэтому просто удалял зуб. В некоторых случая он привязывал их к креслу для того, чтобы совершить эту процедуру.
Ведь коллекция зубов входит в знаменитое «Собрание редкостей» кунсткамеры.
Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»: На базе этой коллекции смогли издать труды медицинские и медицинские музеи и конечно это очень повлияло на развитие медицины в то время.
Во время великого посольства, в Амстердаме, Пётр I узнал о новых технологиях книгопечатания после чего, передовые станки стали доставлять в Россию из Европы.
Дмитрий Аксёнчик,корреспондент: Буквенный набор ставился на эту раму, затем вставлялся лист, который прижимался прессом. Такие передовые печатные станки доставляли из Европы. Сложный и дорогостоящий процесс книгопечатания при Петре стал более доступным.
Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»: Почти не издавались книги светского характера. Они были библиографической редкостью. А после Петра они стали общедоступными. Тиражи до 1200 экземпляров, которые начали издаваться — та же арифметика Магницкого или геометрия Брюса.
Можно смело утверждать, что благодаря Петру I — научной литературы было издано в разы больше, чем за все существование печатного дела в России допетровской эпохи. В том числе благодаря реформе алфавита. Было 46 букв, стало 38.
Дмитрий Аксёнчик,корреспондент: Адмиралтейство, амнистия, инструмент, карта — всё это заимствованные слова, которые вошли в состав русского языка при Петре I. Поэтому появился словарь новых терминов, который царь правил собственнолично царь.
Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»: Он дописал «забытие прегрешений». Авторы написали забытие. Как будто человек просто что-то забыл. Амнистия имеет другое значение поэтому Пётр внёс свои правки.
Времени у Петра Алексеевича хватило лишь на четыре буквы алфавита.
Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»: Это вообще требует отдельного изучения потому что почерк у Петра был очень сложный.
Перед вами — редчайший экспонат «Конклюзия» — гравюра, напечатанная на шёлке, где изображены юные царевичи Пётр и Иоанн.
Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»: Печать на шёлке была эксклюзивной вещью только для высшей знати доступна. Что и изменил Пётр I.
Во время Великого посольства, Пётр освоил гравировальное дело. После чего гравюры вывешивали даже на площадях. Так население оповещали о победах Северной войны, о праздниках, о коронации.
Дарья Пиратинская,куратор выставки «Не царское дело»: Мы видим, что гравюра действительно стала средством массовой информации для всех и все смогли увидеть с её помощью, что происходит в государстве.
Считается, что за свою жизнь Пётр I овладел 14 ремёслами. Увлечения даром не прошли — пристрастие к получению знаний и освоению новых профессий привело к реформам, которые в корне изменили жизнь России.