дмитрий аксёнчик,корреспондент: Всесоюзная популярность, а также всеобщая «киномания» начались после выхода альбома «Группа крови». До этого, большую часть своего пути Виктор Цой совмещал музыку то с работой кочегаром в котельной, то с мытьем бани здесь, неподалёку, на проспекте Ветеранов. Примерно тогда же появились эти снимки. Их автор – рок-фотограф Наташа Васильева-Халл.
НАТАЛЬя Васильева-Халл, фотограф: Он очень любил фотографироваться. Витя, конечно, понимал, для чего хорошая, крутая фотография. Это имидж группы.
19 февраля 83 года. Вот тогда он впервые выступил на сцене Рок- клуба. И после этого концерта, прямо в этот же вечер мы поехали праздновать день рождения Севы Гакеля, виолончелиста группы «Аквариум», и он работал сторожем в ПТУ. И он устроил ночью в ПТУ в вестибюле праздник. Все приехали, там «Аквариум» был, и Цой был, и вот тогда я ним конкретно уже познакомилась. Поболтали, похихикали. Ну, и потом вот решили фотографировать маленького Сашу, сына.
На проспекте Ветеранов, 99, мемориальной таблички вы не найдёте, зато парадная вся в следах народной памяти. Нужную квартиру точно не пропустите. Виктор, Марьяна и маленький Саша жили здесь около трёх лет.
дмитрий аксёнчик,корреспондент: Мальчик не кричал, не противился?
НАТАЛЬя Васильева-Халл, фотограф: Мальчик хорошо себя вёл. Замечательно. Когда фотосессию уже закончили, общую – семья, Сашу пошла Марьяна спать укладывать, а мы с Витей пошли в другую комнату. Фотографировали звёздный взгляд. В зеркале.
Марьяша картошку пожарила с грибами. Сели там – крохотная кухонька, маленький столик, ну, поели картошечки с грибками жареными.
А вторая фотосессия была в мае 85-го. И тут, конечно, мы пошли гулять. И когда мы гуляли у железной дороги, он говорит: «Давай, я тебе покажу, как я умею карате». Ногами, руками, позы там всякие.
А это уже коллектив группы «Кино» в гостях у Наташи.
НАТАЛЬя Васильева-Халл, фотограф: «Нам нужна крутая фотография!» Вот, это вот она – крутая фотография. И она очень символичная. Она на фоне карты мира, у меня висела огромная карта мира, ну, большая . Сумели сосредоточиться и хотя бы не смеяться. Вы бы видели остальные фотографии!
Вторая фотография, это, вот, после первой фотосессии. Все ушли, а он остался. Посидели, поболтали.
дмитрий аксёнчик,корреспондент: А такое лицо у него почему?
НАТАЛЬя Васильева-Халл, фотограф: Ну, баловались мы. Мы болтали, а я щёлкала.
Рубинштейна, 13 – адрес известный, пожалуй, каждому поклоннику русского рока. Сотни любителей «неформальной» музыки стояли на улице у ворот, другие, в прямом смысле, брали здание штурмом. Здесь, в апреле 1982 года, впервые вышла на сцену группа «Кино».
НАТАЛЬя Васильева-Халл, фотограф: Перед концертом «Кино», я говорю: «Витя, давай, ты как-то встанешь. И он встал прямо перед афишей. Ну и, конечно, это удачный кадр, очень его люблю. А это здесь, уже во дворе. Это уже 15 августа. В шоке совершенно в полном люди пришли, потому что не знали, куда пойти.
Ленинградский Дворец молодёжи. С середины 80-х здесь проходили выступления буквально всех сколько-нибудь значимых групп русского рока и, конечно, «Кино».
НАТАЛЬя Васильева-Халл, фотограф: Это была настоящая большая сцена. Гораздо больше, чем в Рок-клубе. Это, кажется, 86 год, после концерта, в гримёрке, мне удалось сделать несколько хороших кадров. И в том числе один из моих любимых портретов Виктора. Вот он прямо в душу смотрит. Он уже осознаёт полностью, кто он.
дмитрий аксёнчик,корреспондент: Вы тогда тоже осознавали, кого снимаете?
НАТАЛЬя Васильева-Халл, фотограф: Я осознавала с первых тактов песни. Вот эта «рок-звёздность» – она не зависит от размера сцены. Это внутреннее свойство человека. Она либо есть, либо нет.