На связи с программой «Утро в Петербурге» Людмила Маркина, куратор выставки «Пётр Великий. Усы Властелина».

Дарина Шарова,ведущая:
Известно ли потомкам, когда Пётр I отрастил усы и почему не стал растить бороду?
Людмила Маркина,куратор выставки «Пётр Великий. Усы Властелина»:
Хороший вопрос. Мы знаем, что после возвращения из Великого посольства в 1698 году Пётр начал издавать указы о брадобритии. Я специально изучала вопрос. Там речь шла не только о бородах, но и об усах. Сразу возникает вопрос, запрещал бороды носить, а сам оставил себе усы и носил их в течение всей жизни. У Дмитрия Быкова есть такое выражение, что усы — это компромисс между русской почвенностью и западно-европейской выбритостью. Может быть потом такое компромиссное решение и нравилось Петру. Действительно, мы не можем себе даже представить его облик без усов. По-видимому, он всё-таки начал растить усы ещё до поездки за границу. Его запечатлел с усами замечательный художник Готфрид Неллер. В Кенсингтонском дворце висит портрет молодого Петра. Я теперь узнала, что такие усики называются как раз английские, тоненькие, небольшие. Такая была мода. А потом, когда Пётр уже повзрослел и стал победителем Полтавы, он отрастил более пышные усы, которые так и называются императорские. А вот любопытно. После того, как он приехал в июне 1717 года, то художник Натье, чья работа висит в Эрмитаже, запечатлел совершенно новую форму усов, очень элегантную, подстриженную, видимо, уже по тогдашней моде. И называли её «карандашик». То есть как бы карандашом над верней губой точно проведённая линия. Французские парикмахеры придали такую форму, которая понравилась Петру. Он до конца жизни носил такого рода усы. Кстати, вы знаете, как назывались парикмахеры на русский манер? Я думаю, что в начале, конечно, в основном это были иностранцы. Но уже в середине и в конце правления Петра были русские. Барбир. Немножко искажённое немецкое название. По-русски брадобрей. Даже их имена сохранились в бумагах кабинета Петра Великого.
Михаил Спичка,ведущий:
А может так статься, что форма усов передавала не моду Петровского времени, а время, когда создавался тот или иной портрет?
Людмила Маркина,куратор выставки «Пётр Великий. Усы Властелина»:
Конечно, это всё взаимосвязано. Художник не мог от себя что-то придумать. Кстати, чем отличаются прижизненные портреты от портретов более позднего времени или современных художников, или даже художников 19 века? Вы все знаете «Утро Стрелецкой казни» Сурикова. Эту картину купил Третьяков. Кстати, в собрании Третьякова не было ни одного портрета Петра. Как, впрочем, и ни одного портрета романовской династии.