Каким бы был Евгений Онегин сегодня? В какие бы ходил театры и рестораны? И смогла бы современная Татьяна написать первой? Репортаж Наталии Бандуриной.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «На этой неделе была ещё одна дата, мимо которой мы никак не могли пройти мимо. Ведь это же наше всё. Я имею в виду день рождения Пушкина. 6 июня. Как обычно, этот день торжественно отметили в музее-квартире Пушкина на Мойке, 12. На праздник пришли сотни горожан и гостей Петербурга. Возложили цветы, читали стихи. Всё очень традиционно. Но особую краску этому празднику придали выступления поклонников Пушкина из Эфиопии. Далёкой исторической родины предков. Ну, что тут скажешь? Пушкин — он и в Африке Пушкин.
И продолжим пушкинскую тему. Её мы назвали так. «Онегин Лайф». Вот как изменился образ жизни в Петербурге с пушкинских времён? И как сейчас бы проходила жизнь Онегина на берегах Невы в условиях современного мегаполиса? Ведь этот роман в стихах был одним из самых топонимически и антропологически точных в плане детального описания места и образа жизни главного героя в Петербурге. Посмотрим, как он сейчас жил бы в наше время, в нашем Петербурге, Петербурге 21-го века. Репортаж Бандуриной Наталии. Чуть не сказал Татьяны…»
Наталия Бандурина,корреспондент: «»Уважаемые петербуржцы и гости города! Приглашаем на экскурсию по местам поэмы Пушкина «Евгений Онегин». Вы побываете там, где провел детство наш герой, где кружил головы дамам…», — и так далее и тому подобное. Это самое простое, что можно предложить человеку неискушенному, и совсем другое дело представить, что Онегин среди нас. Какой он, ответим на этот вопрос, получим ответ — какие мы. Об этом расскажут те, с кем Онегин мог бы встретиться и сегодня. Все герои невымышленные, а совпадения неслучайны».
Итак, Летний сад. Первое адресное упоминание города в поэме и первая очень важная информация о персонаже. Ведь, как известно, все мы родом из детства. Избалован был Евгений.
Глава I Француз
Monsieur l’Abbé, француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил».
Александр — преподаватель французского языка, на котором в начале 19 века говорила вся просвещенная интеллигенция. Сегодня это уже давно не пропуск в высшее общество. В наши дни грассируют единицы, в основном, для своего удовольствия. А вот Онегин сегодня, скорее, учил бы английский или китайский. Но учитель французского не спешит проводить параллели.
АЛЕКСАНДР КЛИМЕНОК,преподаватель французского языка: «Есть такое мнение, что Онегин — это такая загадка, некая матрица, которую заложил Пушкин, и все последующие авторы ее разгадывали, это и Обломов, и Печорин, и Базаров».
В Летнем саду за 200 лет публика сильно поменялась. Даже по нынешним меркам демократичного дресс-кода, есть перегибы. Раньше в нижнем белье в императорские сады не пускали, а так бы расценили тогда сегодняшние шорты, к примеру.
Глава II Невский проспект
Где искать не ребенка, а молодого человека Евгения Онегина? Конечно, на Невском проспекте.
«Покамест в утреннем уборе, надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар. И там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед».
Наталия Бандурина,корреспондент: «Машины, туристы, жизнь на Невском кипит круглые сутки. Совсем другое дело во времена Александра Сергеевича: прям посреди проспекта был проложен бульвар, доходил он аж до самого моста через Фонтанку. Правда, коней Клодта тогда еще не было. Его украшали каменные башни. А по краям росли березы. Одним словом, было уютнее и просторнее».
По Невскому привычным маршрутом он шел, обычно, сюда, в ресторан, который держал француз, Пьер Талон. Золотая молодежь того времени собиралась здесь на так называемые холостяцкие завтраки. В 16.00 был обед, значит, завтрак примерно в полдень.
«Пред ним roast-beef окровавленный, и трюфли, роскошь юных лет, французской кухни лучший цвет, и Страсбурга пирог нетленный».
Пушкиновед Александр Балакин говорит, переносить Онегина в реальное время — дело как минимум неблагодарное, поскольку произведения будет столько, сколько тех, кто возьмется его обсуждать.
АЛЕКСАНДР БАЛАКИН,старший научный сотрудник, кандидат филологических наук Института русской литературы РАН Пушкинский дом: «Там очень много недосказанного, там очень много загадок и потаенных смыслов. Вот Онегина можно представить как объект, вокруг которого все размыто, и его современники видели одно. Спустя 50 лет — другое. И сейчас мы видим третье. Был такой кружок в начале 20-х годов где обсуждали каждый вечер только одну строчку поэмы, и тратили на это целый вечер».
В здании по адресу Невский, 15 уже давно расположился отель. И пробки в потолок там летели в последний раз, наверное, в лихие 90-е. Сегодняшняя молодежь выбирает видовые рестораны с демократическими ценами. По крайней мере, в Петербурге.
Другое дело — краса ногтей. У Онегина были: «гребенки, пилочки стальные,
прямые ножницы, кривые и щетки тридцати родов…». Современный Онегин еще бы и красил ногти, говорят, в модном салоне. Покрытие лаком — писк моды.
Глава III. Прима-балерина
«Она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит. И вдруг прыжок, и вдруг летит. Летит, как пух от уст Эола, то стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет».
Театра злой законодатель, почетный гражданин кулис — это все снова про Онегина. Вот тут можно поспорить, ходил бы в Мариинку современный Евгений? Скорее, да чем нет. Хотя по статистике, сегодня женщины предпочитают балет больше, чем мужчины. Публика в целом Петербурге так и осталась по-онегински искушенной.
Современные школьники тоже по-своему трактуют Пушкина. Для них Онегин — прожигатель жизни и покоритель женских сердец. Письма от современных Татьян стали проще, суть остается прежней.
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
Письмо современной Татьяны: «Я тебе пишу. Можешь как хочешь к этому относиться. Я вообще не понимаю, зачем ты в наш класс перешел, заставил меня мучиться. Короче. Ты мне нравишься».
Последняя глава
До сих пор ведутся споры, выдвигаются гипотезы о 10 главе Евгения Онегина. Пушкин отправил ее в огонь, но не всю. Есть версия, что ее не одобрил император Николай I. Так или иначе, история от этого только выиграла. А сюжет поэмы повторяется и продолжается в театре и ресторане, в переписке влюбленных и, конечно, на Невском проспекте. Именно поэтому это великое произведение.