Полковые марши — вот была самая любимая музыка Петра Первого. А оперы, которые он впервые услышал во время Великого посольства, не слишком жаловал. Однако европейские композиторы не остались в обиде и посвятили царю-реформатору не меньше 16 опер. Среди них был и Сальери, написавший сатирическую оперу о русском дворе. И есть версия, что Пушкин в отместку за это сочинение увековечил композитора отравителем. Молодой же Гаэтано Доницетти предпочёл написать оперу-буфф. Она с успехом шла в Италии, пока её партитура не пропала в огне пожара.

Возродил оперу основатель театра «Санкт-Петербургъ опера» Юрий Александров. Поиски привели его в библиотеку венецианского театра Ля Фениче.

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВ,художественный руководитель театра «Санкт-Петербургъ опера», народный артист России:

Был очень интересный разговор при помощи переводчика. Я дозвонился до хранителя библиотеки и спрашиваю у него: «Скажите, а может быть что-то осталось из нот?» И он мне отвечает, гениально: «Вы знаете, мы до сих пор до конца не разобрали библиотеку». Я говорю: «А сколько стоит разобрать библиотеку до конца?» Он назвал сумму, которую пришлось выложить из своего кармана. Тогда это для меня была очень такая серьёзная сумма. Но так у меня оказался первый акт.

У меня был замечательный напарник, итальянский профессор, музыковед Пьер Анжело Пелукки. Мы вместе с ним занимались над этой работой. И появилась двухактная прелестная опера, которую Итальянская академия, изучив нашу работу внесла её в реестр сочинений Доницетти.

Хотя Петр Алексеевич и не жаловал оперу, но наверняка он был бы доволен — восстановить оперу Александров успел как раз к 300-летию Петербурга. И что любопытно, именно с этой постановки началась и жизнь театра в особняке барона фон Дервиза, практически напротив дворца Меншикова, одного из персонажей оперы Доницетти, переодетого в капитана-преображенца.

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВ,художественный руководитель театра «Санкт-Петербургъ опера», народный артист России:
Опера о том, как русский царь вместе с Екатериной, естественно, переодевшись, поехали в Ливонию,они искали брата Екатерины, — нашли его, между ними были какие-то комические ситуации, любовь, естественно, поединки.

Кстати, в первой половине 19 века, когда оперу Доницетти пели в Италии, сюжеты о Петре I были настолько популярны, что на сценах европейских музыкальных театров шло еще несколько опер.

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВ,художественный руководитель театра «Санкт-Петербургъ опера», народный артист России:
Огромная мода была на русские темы. Россия всегда будоражила фантазию, потому что это такая экзотика: медведи бегают по улицам, цыгане какие-то. Удивительное представление иностранца о России. Такое наивное, и своеобразное. Всё равно у композиторов хватало смелости не делать из Петра Первого комического артиста — всё равно это царь.