Новый год до Петра, в Российской Империи и в Ленинграде — репортаж Александра Лисицына.
Старинная новогодняя песенка ингерманландских финнов. По тексту — почти что наша «В лесу родилась елочка…». Валерий Тойко, чьи предки жили там, где сейчас Гатчина, до сих пор помнит с детства. Главный зимний праздник Ингерманландии — Рождество. Современный — по Пушкину — приют убого чухонца — выглядит куда уютнее, но все так же скромно. 21 век выдают разве что свечи — тогда были лучины — и электрокамин. Елку тоже наряжали — но не дома, а в лесу.
Был в Ингерманландии и свой зимний волшебник — Йоулупукки. Это сегодня он брат-близнец нашего Деда Мороза — улыбчивый бородатый добряк. А тогда — в 16-17 веке — у детей вряд ли бы возникло желание залезть на табуретку и прочитать стишок. Скорее спрятаться под нее.
Йоулупукки в дословном переводе — «рождественский козел». С виду — злобное существо с рогами и козлиной шкурой. Непослушных детей варил в котле, мог пробраться в дом, чтобы напиться или вообще — съесть собственных оленей.
ВАЛЕРИЙ ТОЙКО,председатель гатчинского общества ингерманландских финнов «Инкери сеура»: «Это был такой своеобразный волшебник: носил берестяную маску, мазал лицо мелом и сажей, носил шубу наизнанку овечью, либо козлиную. Главный вопрос от Йоулупукки был: а хорошо ли вы себя вели в этом году, дети? Но все равно все ждали этого персонажа, когда он зайдет в дом».
Официально новогодние праздники в России стали отмечать при Петре I. Сначала просто украшали ворота перед домами еловыми и сосновыми ветками. После строительства Петербурга пошла мода на уличные гуляния и фейерверки.
Уже в 19 веке — Рождество стало главным зимним праздником Российской Империи. Наряженная елка появилась в каждом доме. При этом фарфоровые или даже стеклянные игрушки могла себе позволить только аристократия. У горожан победнее была другая традиция.
ЮЛИЯ ПРОКОФЬЕВА,заместитель заведующего детского музейного центра исторического воспитания Государственного музея политической истории России: «В первую очередь, навешивали огромное количество всяких угощений. А дети что любят? Всякие сласти. Конфеты, орешки. И вот видите: даже не просто орешки, а еще и позолотили, бантик навязали, чтобы красиво было».
Еще одна примета Рождества в Российской Империи родом из Германии. Адвент-календарь. Коробка с ячейками. Каждая пронумерована по календарной дате. В каждой приятная мелочь: от конфеты до игрушки. Так создавалось предпраздничное настроение для детей. Да и для взрослых тоже.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Если Рождество до революции праздник семейный, больше для детей, то сам Новый Год — праздник светский, для взрослых. И ведь было куда сходить! Вот газета «Вечернее время» от 31 декабря 1912. Лучшие залы и ресторации приглашают гостей — большинство из них располагаются, разумеется, на Невском проспекте».
Итак, что же могла предложить столица Российской Империи в начале века? В ресторане «Вилла Родэ» помпезная встреча Нового Года «как в Париже», в ресторане «Контан» — ужин, оркестр и бесплатная лотерея, «Мало-Ярославец» приглашал на открытие большого нового зала, а в «Слоне» к шампанскому подавали живую гатчинскую форель. Эх, были же времена…
После революции новогодние праздники отменили как пережиток прошлого. До середины 30-х — 31 декабря обычный рабочий день. Потом снова разрешили, но тихо, по-домашнему. В Ленинграде с размахом отметили только в 37-м. Большой террор тогда совпал с 20-летием октября.
В конце 30-х на праздничных столах снова, со времен Российской Империи, появились мандарины. Главным союзным поставщиком стала Абхазия, а потом символ нового года и из Африки — сухогрузами из Морокко.
Еще одна примета советской эпохи — праздничная новогодняя открытка. У коллекционера Юрия Комболина собрание — страшно сказать — в 100 тысяч экземпляров. Но самые узнаваемые картинки в стиле «Союзмультфильма» — от художника Владимира Зарубина. Для мира открыток — это что Пушкин — «наше все».
ЮРИЙ КОМБОЛИН,коллекционер: «С дореволюционного времени пожелания одни и те же: здоровья и счастья. Единственное — до революции молодым дамам желали хорошего жениха, а еще денег желали. А в советское время почему-то денег уже не желали, хотя необходимость в них наверняка была».
Как будут отмечать новый год через 100 или 200 лет сегодня предсказать невозможно. Скорее всего, это будет праздничная вечеринка в виртуальном мире — с дополненной реальностью и искусственным интеллектом. И это не технологии будущего — мировые звезды уже готовы выступить на любой вечеринке в виде голограммы.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Бой курантов в будущем наверняка можно будет встретить где угодно — в любой точке мира или даже на другой планете. И с кем угодно — например, компании любимых актеров, или вообще с вымышленными персонажами. Но, при этом, хочется верить, что наши любимые новогодние традиции тоже никуда не денутся, а просто получат новую жизнь — мощные органические 3D-принтеры будут печатать нам тарелки с оливье, а бокалы шампанского с помощью гравитационного поля будут прилетать к гостям сами. Ну что ж, с новым 2222 годом!».