В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Горская, куратор выставки, научный сотрудник сектора Древней Греции и Рима Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.

Николай Растворцев,ведущий:
В Дни Эрмитажа в Зимнем Дворце состоялась церемония открытия выставки «Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I – IV веков», посвящённой прославленному античному стеклоделу, который создавал свои шедевры в первой половине первого столетия в Римской провинции Сирия.
Ольга Горская,куратор выставки, научный сотрудник сектора Древней Греции и Рима Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Мы открыли уникальную выставку, которая посвящена подписным стеклянным изделиям мастера, который жил в первом веке новой эры примерно в то время, когда правил император Август и император Тиберий. В чём уникальность этого проекта? Дело в том, что вообще с древних времён сохранилось очень мало подписных изделий. То есть мы знаем не так много имён мастеров, которые создавали потрясающие по своей красоте, изысканности и мастерству изделия. Было не принято подписывать свою работу, если вы просто её хорошо делаете. Право ставить подпись получал только тот мастер, который достиг вершин в своём деле. Стекло — материал хрупкий. В принципе сохранилось всего 26 работ мастера Энниона, на нашей выставке представлены 5 сосудов, которые подписаны этим мастером.
Дарина Шарова,ведущая:
Выставка даёт возможность увидеть и оценить изделия Энниона. Это действительно мастер, чьи работы остались непревзойдёнными по изысканности и сложности. В чём отличительная особенность его творчества?
Ольга Горская,куратор выставки, научный сотрудник сектора Древней Греции и Рима Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Красота изделия состоит из нескольких частей: формы сосуда (пропорциональность, уравновешенность, гармония всех частей), декор сосуда (растительный мотив, сеточка, лепестки). Мастер Эннион работал в очень сложной и на тот момент новой технике выдувания формы. Это сейчас для нас привычно сочетание стеклодув. Мы сразу понимаем, что это человек, который выдувает стекло. Но эта техника была изобретена всего за 50 лет до рождения Энниона. Полвека мастера экспериментировали, выясняя новые возможности. Стало понятно, что можно не просто делать гладкий сосуд, а потом придумывать, как его украсить. Оказалось, что можно взять форму, нанести орнамент, и выдать сосуд сразу с выпуклым орнаментом. Это была потрясающая идея. А Эннион овладел этим относительно новым мастерством как никто другой. Но нужно было выяснить какого цвета должен был быть сосуд, чтобы наиболее выигрышно смотрелся орнамент, который задумал мастер. Мастерство Энниона заключается в совершенном умении одновременно выдувать форму сосуда и делать его дизайн.
Николай Растворцев,ведущий:
На подобных выставках мы не только восхищаемся мастерством тех, кто делал шедевры. Глядя на них, мы можем действительно оценить какие-то привычки, сравнить с нашим временем. Прошло 2 000 лет, что изменилось или осталось прежним в особенностях быта и вкусах?
Ольга Горская,куратор выставки, научный сотрудник сектора Древней Греции и Рима Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Безусловно, стекло даёт нам возможность заглянуть в мир древнего человека. Вы будете удивлены увидев там те формы, которые мы сейчас встречаем, например, в супермаркетах, где продаются изделия из стекла. В наше время модны «мятые» стаканы, а они существовали в первом веке новой эры. Очень красивые кувшины с изящными ручками, стеклянные тарелочки, всё это тоже было и активно использовалось. Можно было накрыть стол, используя только стеклянную посуду. И чем дальше во времени развивалось стеклоделие, тем доступнее оно становилось и тем больше его можно было увидеть в домах. Были такие исключительные работы, как работы мастера Энниона, которые даже ставили на полочку любоваться, как драгоценностью. И у нас в современном мире есть такие необыкновенные вещи. А была и посуда рядовая, массового производства. Эту посуду тоже можно увидеть на выставке. Но там есть и уникальные сосуды. В форме рыбы и голов людей, богов. Очень маленькие буквально пятисантиметровые – для духов и высокие кувшины 35 сантиметров высотой. Всё разнообразие стеклоделия первых веков новой эры вы можете увидеть сейчас на выставке в Эрмитаже.