В гостях у программы «Утро в Петербурге» Геннадий Шапошников, режиссёр-постановщик.
Василий Киров,ведущий: Уже на следующей неделе в понедельник и вторник в Wawelberg Hall состоится премьера оперы-драмы «Третья карта» по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» и одноимённой оперы Петра Ильича Чайковского. Что это за новый театральный проект?
Геннадий Шапошников,режиссёр-постановщик: У этого проекта совершенно мистическое начало. И оно совершенно соответствует тому городу, чей День рождения мы сегодня празднуем. Для меня Петербург – не просто красивый город, который сохранил своё лицо. Это мистический портал в прошлое. Когда гуляю и думаю, что здесь ходил Пушкин, смотрел на памятник Петра, а теперь смотрю на него я, то это ведь отражение. И мне кажется, что эта мистика пронизывает всё. Она наполнена воздухом, а камень всё это записал. Три года назад меня пригласили в Wawelberg Hall на Невском, 7-9 для консультации по поводу творческих проектов, которые могут там состояться. Шли реставрации доходного дома Вавельберга. Я приехал поздно, остановился в гостинице на Малой Морской. Мне приснился странный сон. Я был на берегу Невы, которая бушевала, но я не слышал ветра и шума волн. И вдруг оказался в помещении, где через старинное окно увидел зал, где вращался огромный магический кристалл, наполняясь то кровью, то светом. И в нём отражается женщина, которая говорит: «Игра не ждёт». Когда утром я вышел на улицу и пошёл на работу, то неожиданно остановился напротив дома Натальи Петровны Голицыной, а за спиной у меня был дом, где жил Чайковский. И у меня где-то прямо щёлкнуло. Увидев стройку Wawelberg Hall, я понял, куда я пришёл. «Третья карта» — это тоже портал, сновидение, какая-то конструкция, где синтез оперы, драмы и слова.
Василий Киров,ведущий: Это шоу?
Геннадий Шапошников,режиссёр-постановщик: Понимаете, мы живём в современном мире.
Людмила Ширяева,ведущая: Вы придумали новый жанр?
Геннадий Шапошников,режиссёр-постановщик: Он родился именно здесь, он не случился бы никогда ни в каком другом городе и ни в каком другом месте, кроме Wawelberg Hall. Это здание, которому вернули исторический смысл. Это был доходный дом, сейчас это роскошный отель. В нём существует величественный зал. И в этом зале идёт «Третья карта» — странное произведение.
Василий Киров,ведущий: Но сюжет «Пиковой дамы» сохраняется?
Геннадий Шапошников,режиссёр-постановщик: Совершенно справедливо. Мотивы Пушкина и Чайковского странно переплелись, и получилось такое оригинальное решение. Замечательный ваш питерский композитор Алексей Крашенинников написал музыку, хотя мы начинали с того, что хотели просто аранжировать Чайковского. И вдруг родилась новая музыка, в которую вплелись и музыка Сен-Жермена, который встречается у Пушкина. Это всё стало таким самостоятельным, что не мы уже делали, а нас вело. Замечательный художник, с которым я работаю, Виктор Герасименко создал слепок моей мысли о кристалле и костюмы, вписал в роскошный зал это удивительное оформление.
Василий Киров,ведущий: Мне кажется, что петербуржцы и гости города любят такие мистические темы, потому что они окутаны нашим типично петербуржским настроением. Ваш сон, ваше ощущение города фактически стали явью.
Геннадий Шапошников,режиссёр-постановщик: Меня самого просто дрожь берёт.