Потайные ходы Гатчинского дворца, Петропавловской крепости, Михайловского замка — зачем их строили? И где находится самое протяженное подземелье в регионе? Репортаж Натальи Бандуриной.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Когда спрашиваешь у археологов, а много ли в Петербурге подземных ходов тоннелей и пещер, то они обычно отвечают, да много. Это синяя ветка метро, красная ветка — ну и далее по списку. Всего один жетон — и увлекательная поездка с острова на остров или под Невой, к примеру».
Официально разрешенное петербургское подземелье. Дмитрий, как и все, пользуется самым удобным городским транспортом днем.
А ночью спускается под землю, чтобы увидеть то, что от нас, обывателей, скрыто. Чтобы остаться незамеченным, покупает списанную рабочую форму. Сразу оговоримся. Это незаконно и карается штрафами. Ну, и опасно для жизни, естественно.
Для него это способ ухода от реальности. Диггер, который первым видит новые станции, на «Спортивной», оказывается, порядка 800 метров, заброшенных тоннелей. Участок несостоявшейся кольцевой.
Ни крыс-гигантов, ни тайных лабораторий, ничего такого, о чем слагают легенды, он не видел, все гораздо интереснее.
Дмитрий Иванов,диггер: «За все время видел маленькую мышку. Очень много объектов гражданской обороны. Там целые блоки, где можно ставить кровати. Все это в заброшенном состоянии. Это чудо инженерной мысли».
Эти плиты, скорее всего, имеют непосредственное отношение к нашему метро. Четыре входа в лабиринт подземных ходов в Шуваловском парке, в самом начале войны облицовывали приготовленными для строительства ленинградской подземки бетонными блоками.
Всеволод Пежемский,руководитель археологического клуба: «В годы войны здесь находился резервный штаб фронта. Здесь и пулеметный отсек».
Территория парка, там, где он имеет холмы и возвышенности, вся буквально изрыта подземными ходами. Раньше туда мог попасть каждый. Но после трагедии 91-го, когда двое подростков погибли в одном из тоннелей, подземный лабиринт засыпали. Сюжет об этом вышел в популярной тогда программе «600 секунд».
Безопасный подземный тоннель, с эхом, которое отвечает на вопросы, находится по адресу — Гатчинский дворец. Он соединяет здание с серебряным озером. Сложное сооружение по тем временам. Проблема грунтов была и тогда актуальна. Но от возможности покинуть дворец незамеченным, тогда много значило. Но сегодня это место больше известно, как тоннель с приведениями.
Константин Иванов,заведующий методическим сектором отдела работы с посетителями ГМЗ «Гатчинский дворец»: «Призраки тут есть, но показываются они крайне редко».
Парапсихолог Виолетта Полынцова сюда приходит пообщаться с духами и призраками. Говорит, слышит их голоса, а иногда они даже дают себя сфотографировать. Вещественные доказательства, к слову, размещены на страничке в Youtube.
Идут за мистикой и в потерну Петропавловской крепости, рассматривая в полутьме вековые камни. Галерею часто путают с подземным тоннелем. На самом деле, это почти 100- метровый проход внутри стены государева бастиона. По нему перемещались солдаты, перебрасывали оружие. А вот есть ли настоящий подземный ход – вопрос открытый.
Пройти, пролезть, и, что хуже, застрять в старинных извилистых подземных лабиринтах в городе невозможно. Это либо музеефицированные объекты, либо засыпанные.
Нет больше подземного хода от Усадьбы Кушелева-Безбородко до набережной, еще в 18 веке засыпан ход от кофейного домика в Летнем саду до Марсова поля, фрагменты которого были обнаружены после наводнения 24 года. А поэтому за настоящим экстримом надо ехать в область.
Танечкина пещера в старой Ладоге. Это самое большое рукотворное подземелье в Ленобласти. Протяженность ходов, говорят местные, 40 км. Здесь добывали кварцевый песок, спускали на баржи и спускали по реке Волхов.
Ведет нас Катя, она детский психолог, дома ее ждет маленький ребенок, но при любом удобном случае девушка спускается под землю. Вот и сейчас идем в непопулярное для таких вылазок время года.
Екатерина Антипова,проводник староладожских катакомб: «Я помню: все девочки собираются в клуб, а я беру с собой рюкзак, иду в пещеры».
Впереди овраг с почти отвесной стеной. Чистыми мы уже отсюда не выйдем. А вот здоровыми – это как повезет.
Весной вода размывает почву, существует вероятность обрушения породы. Катя сообщает наши координаты в МЧС, только после этого спускаемся.
Как у любой пещеры, у этой есть свои легенды про белого спелеолога. Здесь терялись и гибли люди. Любое подземелье, будь оно в городе или области, не терпит к себе несерьезного отношения. Это отдельный мир со своими правилами и законами. Нарушать их нельзя, ведь ходы на то и потаенные, чтобы о них как можно меньше кто-то знал.