По всей видимости, уже и кураторы выставок взяли на вооружение привычный прием искусства — параллели с неожиданными аналогами из неочевидных источников. Как звучит цвет, и пахнет звук — мы все давно на пути к великому объединению искусств. Что позволит делать глубочайшие обобщения, да что уж там, позволяет уже.
В качестве примера — один из самых влиятельных современных электронных музыкантов, британский композитор Мэттью Херберт, за 15 минут рассказал всю историю человечества — с помощью, не музыкальных нот, а обычных звуков. Там ничего особенного, то, что люди слышат на улице, дома, каждый день — это так называемая «конкретная музыка». Сам композитор говорил, что так только и можно выразить проблематику существования человека в век безразличия.
Почти то же самое, о цинизме времени говорил режиссер Валерий Фокин на недавней премьере своего спектакля «Честная женщина» в Александринке. Пьесу написал его сын Кирилл Фокин, и это далеко не первый его опыт. Молодой драматург — историк по образованию, и в своих произведениях ищет художественные обобщения в широком историческим диапазоне, и обращаясь во времена античности, и заглядывая в будущее нашего века.