К подвигу Зои Космодемьянской кинематографисты впервые обратились в 1944 году. И, казалось бы, в снятом ещё в войну фильме злодеяния фашистов должны были ужасать зрителя, но, как ни странно, враги оказались не столь устрашающими, сколь бессильными перед духом стойкой 18-летней героини. Обошли стороной авторы первого фильма о Зое и приказ Сталина о создании отрядов, призванных разрушать населённые пункты в тылу фашистских войск, и неприглядную роль жителей деревни Петрищево, чьи дома сожгла юная диверсантка. Оно и понятно – тогда, в 44-м, о правде войны знали не с чьих-то слов. Сегодня все иначе.

ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ,советник президента России, председатель Российского военно-исторического общества:
Исследования в области военной истории последних лет 25 сводились главным образом к разоблачению мифов, поискам новых альтернативных героев и тщательным ковырянием в том, а были ли старые герои на самом деле.

Подвергли ревизии и подвиг Зои Космодемьянской. Девушку, с чьим именем солдаты отправлялись в бой, представляли фанатичкой, лишённой всего человеческого. Вернуть прежний героический образ Зои и призвана масштабная картина, снятая по инициативе Российского военно-исторического общества и основанная на документах и свидетельствах очевидцев казни партизанки. Прежде всего это художественная и адаптированная для современного зрителя попытка объяснить, почему поколение Космодемьянской сражалось и умирало за родину.

МАКСИМ БРИУС,режиссёр:
Это действительно фильм о подвиге Зои Космодемьянской. Она яркий представитель молодого поколения того времени, ребят которым было 18 лет, ребят, которые были воспитанны на той идеологии, ребят, готовых на самопожертвование во имя некой великой цели, которая была у них в головах тогда.

Первоначально фильм хотели назвать «Страсти по Зое». А чудом сохранившуюся скамейку, на которой последнюю ночь перед казнью провела героиня, народ называет не иначе, как русская Голгофа. Так внучка замученного большевиками священника и сама приняла мученическую смерть.

АНАСТАСИЯ МИШИНА,актриса:
Мне кажется, это не точка, мне кажется, это такое многоточие и даже не из трёх точек, не однострочное, а поднимающееся куда-то вверх. Кино, оно, конечно, про Зою, но оно о такой большой любви.  Оно о любви. Не в каком-то направлении мужчина и женщина, а в каком-то глобальном понимании этого понятия.

И хотя сегодня название картины далеко от библейского, в ней можно найти созвучие со знаменитым фильмом Ларисы Шепитько «Восхождение». Для героини, которой так и не суждено было повзрослеть, последний путь – её духовное восхождение в бессмертие. И теперь только от нас зависит, забыть или чтить память о подвиге Зои Космодемьянской и её поколении…