Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Это был 317-й год Петербурга с момента основания города. 317 лет. По меркам европейских столиц – это мгновение. Лондону почти 20 веков. Он еще римлянами был основан. Парижу более двух тысяч лет. Я уже не говорю про Рим, который возник в 9-м веке до нашей эры. Почти три тысячи лет. И наш Петербург – всего лишь 317 лет. Всего лишь пять поколений. Мгновение по меркам мировой истории. Но за это время мы прошли, прожили такое количество испытаний, событий, страданий, взлетов, падений, закатов и расцветов, что хватит на несколько тысячелетий. Блокада, наводнения, три революции, смена трех эпох: от Российской Империи к советскому строю и распаду СССР, и от советского строя к реалиям современной России. И это все Петербург в буквальном смысле вынес на своих плечах. Здесь время спрессовано, как пружина. Год за десятилетия. И есть те изменения, которые заметны сразу. Идешь и видишь – там новая дорожная развязка появилась. Там – новые жилые дома. Но есть события, которые происходят и которые сразу не заметишь и не поймешь, насколько они меняют Петербург. Вот, например, Тучков буян. От Петропавловки до Тучкова моста. Этот проект еще нельзя увидеть. Но он уже есть, он развивается и в ближайшем будущем, он изменит наш город. А какие еще проекты этого года изменят Петербург в будущем? А какие уже изменили? Итак, Петербург 2020. Чем он отличается от Петербурга прошлых лет? Антон Цуман проанализировал ход этих событий, сформировавших облик города 2020 года. Петербург 2020. Давайте пройдем по его улицам и площадям».
В этом году решилась судьба трех важнейших объектов, которые во многом и определят облик Петербурга 21 века. Первый — парк «Тучков буян» — получил архитектурное воплощение. В конкурсе с участниками со всего мира победил петербургский архитектор Никита Явейн.
Второй — скандальная реставрация здания Петербургской Консерватории, которая по вине недобросовестных подрядчиков длится уже 6 лет — перешла под контроль Минстроя России. Проект стоимостью почти в 14 миллиардов рублей планируют завершить в 2025 году.
Третий — появились новые пути решить судьбу Охтинского мыса. Прозвучала идея вместо очередного делового центра для «Газрома» создать там археологический заповедник по примеру Музея московского кремля. И эта идея уже вызвала интерес у президента и петербуржца Владимира Путина.
Но это — все же проекты будущего Петербурга. А в настоящем – уже в этом году Петербург получил 12 детских садов, 7 общеобразовательных школ и, что особенно важно в условиях пандемии, 8 новых объектов системы здравоохранения. И масштаб некоторых из них четко дает понять — в нынешней ситуации медицина для города — отрасль номер один.
От первого камня до полностью функционального лечебного учреждения прошло всего полгода. Новейшие технологии, реанимационный блок, аппарат компьютерной томографии. Современные палаты. Но самой революционной технологией является то, что это буквально госпиталь-трансформер. Который может менять свой профиль в зависимости от потребностей городской системы здравоохранения.
И это, как говорят, наше петербургское ноу-хау. Такая концепция будет принята за основу, и губернатор Александр Беглов, открывая этот объект, еще раз подчеркнул. Иного приоритета, кроме медицины, сегодня нет.
Наступление зимы в самом северном мегаполисе Европы традиционно означает начало отопительного сезона. И тепловики тоже подводят свои итоги. Один только ГУП ТЭК в этом году реконструировал 151 километр своих тепловых сетей, внедрив в свою систему новые технологии, например, специальные акустические датчики для оперативного выявления дефектов.
Модернизация устаревшей котельной в Красносельском районе. На смену углю пришел более эффективный газ. Теперь она бесперебойно снабжает теплом детский сад, новую школу и расположенную рядом церковь. И это не предел ее возможностей.
На карте Петербурга официально появились и две новые улицы, Воздушная и Высотная. Это все части будущих магистралей, которые соединят уже почти готовый «Лахта-Центр» с улично-дорожной сетью города». Проспект Ветеранов получил долгожданное продолжение на Запад, разгрузив транспортные потоки в районе новостроек, открылось движение по реконструированной части Лиговского путепровода, строительство которого не прекращалось ни на день даже в условиях пандемии.
Проспект Непокоренных, павильон прямо напротив Пискаревского кладбища, святого места для ленинградцев – петербуржцев. Трудно поверить, что еще год назад здесь, в 300 метрах от Вечного огня подавали блюда восточной кухни.
Основатель и глава «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн проводит для нас краткую экскурсию. Теперь на месте столиков и стульев — витрины с подлинными экспонатами времен блокады, рабочий кабинет Ольги Берггольц. И значение этого объекта для сохранения памяти о блокаде сложно переоценить.
Ледокол «Арктика» в сентябре этого года отправился на ледовые испытания в порт Мурманск. Самый мощный в мире атомный ледокол построен именно в Петербурге. Но есть еще одна причина, почему этот год можно назвать прорывом для Петербурга в освоении арктических широт. Уникальная платформа «Северный полюс» сошла со стапелей Адмиралтейских верфей. Способность этой станции преодолевать 3-метровые льды и два года находиться в автономном плавании окончательно подтверждают — Петербург не только «окно в Европу», но и «окно в Арктику».
И какой вывод можно сделать из всех историй? Пока город меняется, появляются на его карте новые объекты, дома, школы, поликлиники, дороги — значит, город живет. И в уходящем 2020-м году этот тезис был актуален как никогда.