Сельдь под шубой или оливье в эти новогодние праздники будем готовить дома. Петербургские рестораны закрываются на 5 дней: с 30 декабря по 3 января. Почему такие жесткие ограничения сейчас жизненно необходимы? Об этом – в репортаже Ивана Уварова.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«А начнем мы с главных событий этой недели. Или, точнее, главной провокации этой недели. Дело в том, что некто Коновалов Александр – такой персонаж, извините, точнее, представитель ресторанного рынка – выступил с заявлением или, точнее, призывом о массовом неподчинении всех рестораторов тем требованиям, которые сейчас объявлены со стороны города. Я имею в виду те ограничительные меры, которые сейчас введены в плане борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Коновалов сказал: «С нас хватит! Мы будем игнорировать требования властей, так как власти игнорируют наши проблемы». То есть, по сути, это был призыв к открытому саботажу. Открытому, подчеркну, саботажу и неподчинению. И это сейчас, когда статистика по количеству заболевших в течение суток составляет почти 4 тысячи. Почти 4 тысячи в день. Когда вся медицинская систем Петербурга работает на пределе своих возможностей. Никогда еще медицина Петербурга не испытывала такого напряжения, когда скоро уже будут закрываться обычные районные поликлиники, так как некуда будет класть новых больных. В этих экстремальных условиях этот тип заявляет, что надо открыть все бары и рестораны и забыть про опасность коронавируса. Это была провокация в абсолютно чистом виде. Но, видимо, Коновалову потом объяснили, насколько он не прав. И спустя сутки он резко поменял свое мнение.

Давайте посмотрим, кто этот Коновалов. По словам самого Коновалова, он является основателем сети салонов «Леди», клиники по похудению и ряда других бизнесов в Петербурге. До бизнеса Александр Коновалов работал оперуполномоченным уголовного розыска 28-го отдела Центрального РУВД. Коновалов стал известен в Петербурге как «ИП городского масштаба» после одноименного расследования газеты «Деловой Петербург». Издание подсчитало, что на этого бизнесмена оформлена значительная часть нестационарных торговых точек в центре Петербурга, которые ведут деятельность без договора. А вот расследование наших коллег с «Фонтанки» показало, что предприниматель также является партнером части баров улицы Рубинштейна, тех самых баров, которые нарушают покой местных жителей. В расследовании говорится о том, что часто бизнесмен прибегал к схеме постоянной смены юрлиц, что позволяло им избегать закрытия, несмотря на предписания Роспотребнадзора. А в интервью изданию «Свое дело плюс» предприниматель рассказал, что был вынужден ликвидировать свое ИП, на котором повисли штрафы почти на миллиард рублей, и теперь пользуется различными ООО. Вот такой непростой этот товарищ Коновалов. Сейчас, правда, еще раз напомню, он в корне поменял свою точку зрения. От призыва к открытому саботажу, он призывает к мирному и конструктивному диалогу. Полетели дальше.

А как все-таки наладить этот диалог между бизнесом и властью? Провокации не нужны никому. Ни бизнесу. Его просто начнут закрывать в рамках требования закона. И еще больше это обострение не нужно власти, которая, что называется, головой отвечает за сохранение экономической стабильности в регионе. И перед федеральным центром, и перед нами, перед жителями Петербурга. Где эти точки соприкосновения? Как наладить эту коммуникацию между властью и бизнесом? И где должна проходить разумная граница между ограничениями, запретом и свободой и жизненной необходимостью дать возможность работать бизнесу? Поэтому бизнес – это не просто какой-то абстрактный бизнес. Это сотни и сотни тысяч людей с их ежедневными заботами, ипотеками, кредитами и долгом кормить свои семьи. И нет ничего важнее этого! Как найти ответы на эти острейшие вопросы, которые сейчас стоят перед Петербургом? Об этом – в репортаже Ивана Уварова».

Иван Уваров,корреспондент:
«Спрос на доставку еды в Петербурге в начале декабря вырос более чем в два раза. Это по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но ведь действительно – удобно. У меня, например, сегодня репетиция Нового года. «Ирония судьбы…», сейчас будет сельдь под шубой, не хватало лишь одного ингредиента».

Кажется, что этот простой рецепт практически каждый из нас знает наизусть с детства. Этой новогодней ночью в Петербурге в каждом доме будет своя, семейная, селедка под шубой или оливье. Никаких ресторанных изысков.

— Как должны сейчас реагировать на действия власти петербургские рестораторы?

Игорь Бухаров,президент Федерации рестораторов и отельеров:
«Воевать – вообще это плохо, худой мир он лучше доброй войны, мы все помним все эти пословицы и поговорки. Мы всегда были за диалог. На любой должности всегда находится человек. И в диалоге ты этому человеку объясняешь, что вы делаете, как вы делаете, что нужно сделать, чтобы этому человеку было как можно меньше проблем».

Среда. Смольный. За одним столом друг напротив друга: губернатор Петербурга Александр Белов и ресторатор Арам Мнацаканов. На этой встрече он представляет интересы всего ресторанного сообщества города. Диалог длился почти сорок минут. Эпидемическая ситуация в Петербурге сложная, но управляемая. Власть и ресторанный бизнес нашли общее решение.

Арам Мнацаканов,ресторатор:
«Мы разработали программу «Пять шагов к бесковидному ресторану», где мы усиливаем все меры внутри для того, чтобы ни сотрудники, ни гости не страдали».

Закрыть бары, кафе и рестораны Петербурга на пять дней, с 30 декабря по 3 января, мера жесткая. Но крайне необходимая. Об этом говорили глава Роспотребнадзора Анна Попова и губернатор города Александр Беглов. Лишний раз подчеркнув: здоровье петербуржцев сейчас важнее всего. С такими ограничениями, действительно, можно справиться. Некоторые бизнесмены города даже готовы самостоятельно ограничивать время работы.

Елена Шевченко,президент компании «Метрополь»:
«Мы планируем, конечно, работать в правовом поле. Тут нет вопросов, мы очень обязательные, бизнес питерский вообще, я считаю, очень ответственный, мы будем подчиняться закону».
Полина Левкоева,операционный директор сети ресторанов «Хачапури и вино»:
«Я очень надеюсь, что ограничения снизят заболеваемость, интенсивность распространения. Я согласна, что они нужны. Мы готовы соблюдать все требования, которые администрация города нам выставляет».
Иван Уваров,корреспондент:
«Город поддерживает бизнес в этих непростых условиях. Более 17-ти миллиардов рублей власть уже довела до бизнеса. Благодаря этому до 30% снизилась налоговая нагрузка на бизнес, сохранены почти 11,5 тысяч рабочих мест».

Каждые сутки в городе почти четыре тысячи заболевших. Петербург в списке лидеров по ежедневному приросту новых случаев COVID-19 занимает второе место. На первой строчке – Москва.

Ирина Рыжова,санитарка госпиталя в «Ленэкспо»:
«Реанимация заполнена, пациентов очень много, мы выписываем одних, сразу же поступают другие, все время мы в работе».

Свободных коек осталось менее 10%. Если заболеваемость не пойдет на спад, то есть реальный риск столкнуться с тем, что больных будет попросту некуда положить.

COVID-19 не сдает позиции. Силы врачей не бесконечны. Так называется акция телеканала «Санкт-Петербург». Медики просят нас с вами задуматься о своем здоровье. И соблюдать элементарные правила.

Татьяна Суровцева,главный врач городской клинической больницы №20:
«Если вам кажется, что массовые мероприятия вам сейчас необходимы, то вы заблуждаетесь, потому что вы можете и не болеть. Вы, молодые, можете быть носителями, но пострадают люди, которые находятся рядом с вами».

В Смольном пообещали: до конца этой недели разработают дополнительные меры поддержки ресторанного бизнеса. Но соблюдать ограничения придется. Наказание серьезное. Для всех, не только для бизнеса.

Впервые туристический Петербург будет встречать Новый год в таких условиях. В Смольном подчеркивают: гостям всегда рады. Но сейчас все же нужно путешествовать с поправкой на коронавирус.

– Как в этой непростой ситуации Комитет по туризму выстраивает свои отношения с рестораторами, музеями, отельерами, театрами? Словом, с теми отраслями, которые определяют такое понятие, как туристический Петербург?

Сергей Корнеев,председатель Комитета по туризму Санкт-Петербурга:
«Все дни пандемии мы вели активное информационное взаимодействие с нашими туристскими партнерами, мы участвуем во всех выставках онлайн, воркшопах в разных странах мира и России. Наша задача сейчас не потерять внимание наших деловых партнеров и наших туристов».

Да, рамки жесткие. Но, это единственное, что может нас сейчас спасти от стремительного распространения инфекции с одной стороны. А с другой – многим напомнит о том, что Новый год все же семейный праздник.