История петербургской подземки: от проектов середины 19 века до наших дней – в обзоре Андрея Федорова.
1828 год. Александр Сергеевич Пушкин пишет «Евгения Онегина» и эти известные строки:
«Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой.
Раздвинем горы. Под водой
Пророем дерзостные своды…»
Возможно, поэтическая метафора. Но именно в это время по Петербургу ходят слухи о постройке тоннеля под Невой от «Адмиралтейской стороны на Васильевский остров». Для реализации проекта инженер Торгованов даже обращается за поддержкой к царю Александру I. Но получает отказ и премию в 200 рублей «за радение».
В дореволюционном Петербурге в разные годы обсуждается еще не менее десяти проектов по строительству нового вида транспорта. От подземных до надземных вариантов. Но все они так и остались на бумаге в виде схем и рисунков. По одной из версий помешало «трамвайное лобби».
1937-й. Первое упоминание о метрополитене в советском Ленинграде. Статья выходит под заголовком «Нужно ли строить метро?». В двух столбцах описывается примерный маршрут движения поездов, который очень похож на часть нынешней схемы. Позже на всю информацию о строительстве накладывается гриф «совершенно секретно». Документация «подлежит сожжению». Но уцелевшее дело под номером 21 раскрывает тайну. Метро накануне войны все же хотели строить, но не как транспортную артерию, а как огромное бомбоубежище.
Докладная записка от Жданова к товарищам Сталину и Молотову. «Расположение города Ленинграда в непосредственной близости от границы особо остро ставит вопрос об обеспечении надежным и массовым укрытием во время воздушных налетов. Наиболее целесообразным, с экономической точки зрения и надежности укрытия, будет сооружение метрополитена в городе Ленинграде».
Июнь 1941-го. В небе над Ленинградом кружит немецкий разведывательный самолет. В объектив фотокамеры попадает и строительство 12-ти шахт метрополитена. Уже через два дня их начнут консервировать методом затопления. Все строители отправятся на фронт. Пройти под землей успели не больше четырехсот метров.
Во время блокады все разработки приостановлены. Но оставшиеся в городе архитекторы продолжают трудиться и готовят проекты вестибюлей. На конкурсы представлены, например, станции «Горьковская» и «Площадь Восстания».
1946 год. Возобновление строительства. На передовой — молодежь и бывшие работники заводов. Прокладка идет с помощью отбойных молотков и лопат. Спустя три года подключаются разработанные на заводе «Ленметростроя» механические щиты. О сложных гидрогеологических условиях строители и журналисты еще не знают.
Уложиться в сроки не получилось. 8 станций открывают в начале ноября 1955-го. Первую неделю вход только по пригласительным. 400 тысяч билетов раздали на предприятиях и в учебных заведениях. По воспоминаниям очевидцев, люди не уходили часами, а дети отказывались подниматься наверх.
1958-й год. Строители прошли под Невой. Открытые «Чернышевская» и «Площадь Ленина» становятся первыми станциями без украшений. Борьба с излишествами в период хрущевской оттепели лишает декоративных элементов и существующие вестибюли. Колонны на «Автово» подсвечиваться не будут. Но на приехавшего тогда в Ленинград вице-президента США Ричарда Никсона, одно из самых глубоких метро в мире, и в таком виде производит впечатление. Представить подобное в наши дни очень сложно.
Тотальная экономия вычеркивает из планов и несколько станций. Среди них «Площадь победы», «Университетская» и «Марсово поле». Зато чуть позже в градостроительных планах появляются варианты кольцевой линии. Построить ее планировали к 1980-му.
1973-й год. Метростроители проходят один из самых сложных участков между станциями «Лесная» и «Площадь мужества». На их пути возникает подземная река. Плывун решают пройти насквозь и впервые в мире использовать метод фреонной заморозки. По одной из версий на обход не было времени, необходимо было успеть к XXV съезду КПСС.
Неудачное решение напомнило о себе лишь в 1995-м. Вода прорвалась в тоннели. Движение на участке остановилось на 9 лет. Между станциями «Лесная» и «Площадь мужества» курсируют бесплатные автобусы. Новый тоннель в обход плавуна построили итальянские специалисты. И дали гарантию 20 лет.
Сейчас петербургский метрополитен — это самая важная транспортная артерия города, которой ежедневно пользуются 4 миллиона человек. И не смотря на глубину прокладки и сложный грунт, она продолжает развиваться как неотъемлемая часть великого города.