Сразу двумя событиями в области судостроения отметилась эта неделя. Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев в рамках рабочего визита в Петербург в понедельник посетил государственный морской технический университет – кузницу высококвалифицированных кадров для судостроения и ВМФ.
Кроме того, 31 августа на «Северной верфи» спустили на воду уникальный траулер «Капитан Соколов». Его уже называют плавучей фабрикой. Как петербургские корабелы сделали еще один шаг к тому, чтобы наша страна стала лидером по доходам в рыбной промышленности – в репортаже корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Евгения Соловьева.
Спуск на воду в брызгах шампанского – давняя традиция кораблестроителей, но в этот раз символизма вдвое больше. Гигант, уходящий со стапелей «Северной верфи», – первый, правильно говорить «головной», в ряду 10 новых суперсовременных траулеров для рыболовного флота России, о модернизации которого так долго говорили.
Наконец путь от слов к делу пройден. Промысловики отныне напрямую заинтересованы в том, чтобы вкладывать деньги в отечественное судостроение. Правительством разработана программа, которая получила название «квота под киль». Суть ее в том, чтобы работать в исключительной экономической зоне смогут только новые суда и только российского производства.
ИЛЬЯ ШЕСТАКОВ,заместитель министра сельского хозяйства России: «Эта программа была принята по инициативе Владимира Путина. Благодаря этому закону будет построено 43 судна».
И это не просто траулеры, а настоящие плавучие фабрики. На борту будут закатывать консервы из только что пойманной свежей рыбы, а еще делать филе, отходы превращать в рыбную муку. Даже рыбий жир, собираемый в процессе переработки отходов, пойдет в дело, а точнее – в топки котлов.
ИГОРЬ ОРЛОВ,генеральный директор «Северной верфи»: «Уровень отдачи этого судна для заказчика должен быть предельно интересен, расчеты и параметры суда, которые мы знаем, уникальны. Один из самых интересных проектов в Российской Федерации».
Такое пристальное внимание к судну в стране, которая привыкла строить корабли, объясняется именно уникальностью проекта. Увы, уникальностью в масштабах России. Нашей страна в гонке лидеров по освоению водных биологических ресурсов, например норвежцев или исландцев, отведена роль «догоняющей». Но «капитанская серия» траулеров родом из Петербурга позволит разрыв сократить.
На новых судах в разы увеличена энергоэффективность – тепло, выделяемое при работе главного двигателя, будет перераспределяться на обогрев кают. Фактор немаловажный, поскольку базироваться судно будет в Мурманске, а пикшу и треску ловить в Северной Атлантике. Привлекает внимание и внешний вид траулера. Необычная форма его носа наталкивает на сравнение с самолетом. И это вполне уместно, поскольку речь идет о динамике.
АНДРЕЙ КИСЕЛЕВ,генеральный директор компании-заказчика: «Меньше будет сопротивление воды, в связи с этим будет повещенные мореходные характеристики».
38,5 миллиардов рублей стоят все 10 траулеров, и это лишь малая доля того, что запланировано на долгосрочную перспективу в части обновления промыслового и в целом гражданского флота России. Петербургу отведена ключевая роль в этом деле.
Секретарь Совбеза Николай Патрушев приехал в Морской технический университет накануне 90-летия вуза, чтобы вручить госнаграды и благодарности президента преподавательскому составу, а заодно обсудить перспективы, которые все отчетливее обозначаются в сотрудничестве с крупнейшими госкорпорациями.
НИКОЛАЙ ПАТРУШЕВ,секретарь Совета безопасности России: «Несколько лет назад я рекомендовал начать сотрудничество с «Росатомом» и «Курчатовским центром». И посмотрите, сейчас «Росатом» становится крупнейшим заказчиком работ корабелки. Сейчас говорю: «Нужно еще шире работать с предприятиями добывающей промышленности».
И добывающей в том числе рыбу. Причем добывать ее, на равных конкурируя с признанными мировыми лидерами отрасли. Для этого и нужны суперсовременные суда. В свою очередь, для их проектирования и строительства – суперсовременные специалисты.
Александр Фрумен,профессор кафедры «Строительство и механика корабля» СПбГМТУ: «Будем учить, стараться, чтобы реализовать задачу – судам и кораблям быть лучшими в мире».
Уже в ближайшей перспективе петербургская корабелка станет одним из центров научно-технического развития мирового уровня. Об этом в свою очередь заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Для реализации этой амбициозной цели в Петербурге будет создан образовательный консорциум, в который войдет еще и Политех Петра Великого.