География всегда была продолжением политики, мирным способом заявить о себе. Русский флаг на паруснике, входящем в далекую гавань и сигнал со спутника, вращающегося где-то над головой, напоминали всем: мы здесь, и с нами надо считаться. Но на то она и политика, чтобы быть продолжением географии. Русские имена на карте оспариваются, переименовываются, попросту забываются, но не тускнеют на исторических картах.
Гиперполитическим называют современные исследователи вопрос об открытии самой Антарктиды. «Просвещенные мореплаватели» Англии отказываются признать, что это русские моряки первыми вплотную подошли к берегам неизвестного континента. Но там и тогда, в море Белинзгаузена, они еще дали имена двух русских императоров Петра I и Александра I двум островам. Высадившиеся 108 лет спустя норвежцы объявили один из них своей собственностью, англичане — другой, международные законы эти претензии не признают, но споры продолжаются.
Архипелаг Александра II открыли Беринг и Чирков. Здесь, на острове Баранова, располагалась столица Русской Америки — Ново-Архангельск, который теперь называется Ситка. Также, все чаще, местные называют и сам остров. При том, что сам Александр Баранов, первый правитель Аляски, вполне вписался бы в страницы американской истории, сейчас можно было бы снять вестерн, как благородные дикари-алеуты тогда помогали русским в кровопролитных сражениях с индейцами-тлинкитами. Русско-индейская война — самая длинная в нашей истории, она длилась 200 лет! Только в 2004 году потомки воевавших встретились в Ситке, где после проведения всех необходимых ритуалов, наконец, был зарыт топор войны между двумя великими народами.
Остров Лисянского. Наш знаменитый капитан открыл его, проплывая через Гавайи. Хотя сам дал название не ему, а рифам, на которые дважды садился его корабль, а налетевший шторм чуть было вообще не поставил точку в его путешествии. «Риф Невы» — привет из нашего родного города, память о шлюпе «Нева». И хотя сам остров еще в середине XIX века был аннексирован у России королем Гавайев Камехамехой IV, гавайцы до сих называют рифы Невашолс.
Как ни крути глобус, самые выдающиеся на поверхности планеты русские имена украшают карты Средней Азии. Среди великолепия гор Памира ими подписано почти все — величественная стена хребта Петра Первого, крупнейшие ледники — Федченко, ну и конечно же пики — Жукова, Маяковского, Фрунзе, пик Ленина, пик Сталина. Последний переназвали уже в годы борьбы с культом личности, чтобы обобщить всю галерею — пик Коммунизма. Ну видимо такова политическая традиция — считать горы чем-то вроде природного монумента, который полагается посвятить символу государственности. В полном соответствии с чем правительство Киргизии рекомендует называть пик Ленина именем легендарного Манаса, а пику Коммунизма таджикские власти дали имя своего основателя Сомони. Говорят, впрочем, что местные жители называют гору Устерги, в переводе ближе всего французское слово Вертиго, что означает не только головокружение, но прихоть и дурь.