Аглая Чернова,артистка балета, педагог:
На этих фотографиях мне 18 лет. Они были сняты в 39-ом году.

Аглая Михайловна Чернова — артистка балета и педагог — скоро отметит столетний юбилей. Вспоминает, как в 19 начала работать в балетной труппе Мариинского театра. Но большие мечты и карьеру прервала война, и вместо балетных па пришлось оттачивать строевой шаг, пополнить ряды МПВО (местной противовоздушной обороны) и по ночам дежурить на крышах.

Аглая Чернова,артистка балета, педагог:
Сидели и ждали пока упадёт бомба. Старались её сразу уничтожить. Уничтожали либо водой, либо ещё песком. Был такой случай, когда я могла погибнуть совершенно спокойно. Девушка, которая должна была там дежурить, она меня попросила, что она подежурит сегодня, а я завтра. И вот в неё попал снаряд.

А потом снаряд попал в её квартиру, где она жила с мамой, и начался сильный пожар.

Аглая Чернова,артистка балета, педагог:
Пожарные тушили, много воды налили. По коридору идёшь по льдине. Сплошной был лёд. Книгами топили плиту, жили на кухне. Мы с мамой спали вдвоём в шубах, в одеялах. Потом мы варили столярный клей, был, вроде как, студень. Ели столярный клей. Воду, кто мог, ходил с коромыслом на Неву, а я не ходила, и не могла, и коромысла у меня не было, мы брали просто из сугроба снег и это была наша вода. Не было электричества, не было никакого тепла, было жуткое состояние, конечно.

Не смотря на это состояние, когда Аглае Михайловне весной 42-ого предложили возобновить репетиции спектакля, она, не задумываясь, согласилась.

Аглая Чернова,артистка балета, педагог:
Тренировались. Мы были счастливы, что мы можем танцевать. Потом нас начали чуть-чуть подкармливать. Какой-то суп давали в театре БДТ — это давало нам какие-то силы, чтобы всё-таки быть артистами балета.

Концерты давали в Театре Комедии на Невском проспекте, Филармонии, а затем и в Мариинском театре. Артистов не останавливал ни голод, ни холод и даже отсутствие сцены.

Аглая Чернова,артистка балета, педагог:
Зрительный зал весь разбомблённый. Ложи висели, балконы висели. Мы переодевались в царской ложе, а танцевали в фойе. Зимой люди ходили, конечно, в пальто, не раздевались, потому что был безумный холод.

А потом, не смотря на обстрелы, артисты балета ездили с концертами в госпитали и на фронтовые точки от Ленинграда до Пскова.

Аглая Чернова,артистка балета, педагог:
Ставили два грузовика, постилали там что-то типа пола, и вот там мы выступали на двух грузовиках. Я танцевала для этих несчастных буквально без рук, без ног, лежащих солдат. Но улыбались, были довольны. Что я могла чувствовать? Жалость огромная. Но, конечно, я не подавала виду. Это было не надо.

Когда закончилась война Аглая Михайловна не только вернулась на сцену Мариинского театра, но и решила продолжить дело своего любимого педагога Агриппины Яковлевны Вагановой, и поступила в консерваторию на балетмейстерский факультет.

Аглая Чернова,артистка балета, педагог:
Она относилась ко мне замечательно. Благодаря Вагановой, кончив консерваторию, она меня взяла вот педагогом. Только меня взяла, больше никого из курса. И работала я в училище до 70 лет. У меня было очень успешное преподавание, я должна похвастаться. Дали мне звание заслуженного деятеля, потом я получила медаль за трудовую доблесть. Я её ценю очень, потому что после войны медаль получить — это тоже кое-что. Вот такая жизнь была.