«В этом спектакле сцена не имеет границ, зрители становятся участниками и перемещаются по ходу пьесы вместе с героями». Так о своем новом проекте под названием «Гоголь. Сломанное шоу» говорит хореограф-постановщик Ксения Михеева. И место для постановки она выбрала под стать. Оно находится на самой непредсказуемой улице города, улице Рубинштейна, перемещения по которой неизвестно к чему приведут, некоторых способны и сломать. К экспериментальной трактовке произведения Николая Гоголя «Женитьба» также присоединился известный петербургский музыкант Владимир Волков. Он не просто написал музыку для спектакля, а, как уверяет Ксения Михеева, вместе со своим контрабасом стал душой проекта. Виктор Высоцкий проверил это лично.

Не имей Амати, а умей играти. Эту профессиональную поговорку можно услышать среди музыкантов, когда хотят сказать, что неважно, какой фирмы инструмент, а важно, как им владеют. В ряду лучших доказательств этой истины – проекты Владимира Волкова. Оказывается, что в его руках «роман с контрабасом» – вспомним Чехова – может стать музыкальной основой для большой театральной истории. Столь разнообразны и ярки звуковые характеристики и настроения, этим инструментом создаваемые. А, значит, в силах подменить собой целый оркестр.

Тот факт, что контрабас можно переносить из одного зала в другой, за которым последуют артисты, а за ними – и публика, повлиял на выбор пространства для проекта. Не театр со сценой и залом, а клуб с барными стойками. Места – не разгуляешься. Однако, несмотря на это, эпизодически возникает ощущение растерянности – не знаешь куда смотреть: на стойку ли бара, за которой и на которой разыгрываются пластические мизансцены, или же в противоположный конец комнаты, на параллельное действие. Везде интересно. Везде – «Женитьба», с контрабасом и без, комедия Гоголя, положенная в основу этой театральной фантазии. 

Минимум слов, почти все говорится жестами, в полном согласовании с музыкой, чей импровизационный характер наводит на ассоциацию с немым кино. Кадр и тапер – только с усиленным эффектом соприсутствия: мы все как будто тут же, в кадре. 

Проект называется «Сломанное шоу». Объяснение этому названию приходит в конце, когда пластический спектакль, в котором «Женитьба» Гоголя перерождается в пародию на телевизионное реалити-шоу, в котором ищут себе пару. Артисты обретают дар речи – не самое убедительное решение, но концепция важнее.

В этом довольно свежем пока еще формате, однако, как представляется, скрыта ловушка. Хочется, чтобы посмотрело спектакль как можно больше народу, но вместительность клубов ограничена. Еще немного, и артистам с контрабасистом уже совсем будет невозможно передвигаться. Тем не менее, приглашаются все.