юля чеснокова,корреспондент: Исторический центр Петербурга. Каждый год тысячи туристов стремятся пройти по этим красивым улицам, полюбоваться роскошными особняками и доходными домами. И, конечно же, сфотографировать каждую деталь. А если повезёт, то и приоткрыть старинную резную дверь, которая ещё помнит прикосновения рук знаменитых жильцов. Постойте, а где же та дверь?
Вот так Петербург и лишается оригинальных деталей. После каждого нового ремонта дома в центре то витража не досчитаются, то дверной ручки, а то и вовсе дубовых дверей. На смену им заботливые коммунальщики, конечно, поставят жильцам надёжные и антивандальные металлические. Правда, выглядит такой новодел страшной заплаткой. А красивая историческая дверь из настоящего дерева в это время доживает свой век на свалке. Так и было, пока в Петербурге не появилась команда спасателей старинных дверей. Деревянные створки Андрей и Валентина находят среди мусора, а затем реставрируют.
Валентина Манн,соорганизатор проекта по реставрации дверей: Мы начали этим заниматься где-то с июня более менее так осознанно по причине того, что хотелось спасти эти двери. То есть ты идёшь, видишь, что выброшена в очередной раз дверь, высокая, классная, массивная – жалко! Просто, как котят на улицу, выбрасывают.
Андрей Трошков,соорганизатор проекта по реставрации дверей: Мы с Валей обжигаем дверь. У неё были петли, причём уникальные, американской фирмы, что редкость для Петербурга. Но, по крайней мере, мы такого не встречали. И они остались от дома, потому что дом был в годы войны разрушен, в советские годы восстановлен, а вот фурнитура и дверь осталась. Дореволюционная фурнитура — она по исполнению явно превосходит современные образцы. По материалам — это латунь, бронза, иногда чугун. На самом деле ручки дверные почти все латунные. Ну и даже если вы посмотрите на неё — разве она не прекрасна?
Двери железнодорожной станции Удельная или историческая из особняка Каншина. Сложно поверить, но однажды её просто распилили на три части и оставили во дворе. Сейчас в этой мастерской более ста таких бездомных дверей. Все они ждут реставрации, а пятнадцать уже удалось спасти.
Валентина Манн,соорганизатор проекта по реставрации дверей: Дерево уже было срублено, обработано, из него уже что-то сделали. И вот оно стоит уже 100 лет без преувеличения. Некоторым и больше дверям лет. И они в хорошем состоянии. Их, может быть, косметически нужно как-то редактировать.
Андрей Трошков,соорганизатор проекта по реставрации дверей: Я получаю удовольствие от того, что дверь, которую мы восстановили, получила то значение, для которого она создавалась изначально. То есть она осталась дверью, а не мусором на помойке.
Порой среди мусора находятся и изящные предметы с богатой историей. Например, вот эти фрагменты балясины с сусальным золотом. Они лежали во дворе на Рубинштейна. Но теперь спасены и, возможно, скоро вновь украсят Петербург.