Противостояние Петербурга и «Непетербурга» — в репортаже Антона Цумана.
Юрий Зинчук,ведущий: «Уникальное событие для всех хранителей Петербурга. Закончилась реставрация исторического кресла Петра I. Того самого, на котором он сидел, когда работал над чертежами будущего Петербурга. Ещё Петербурга не было, а это кресло уже стояло в рабочем кабинете царя-основателя. Бесценный артефакт. Теперь это кресло займёт своё место в Домике Петра на Петровской набережной. Причём это кресло Петр I по легенде смастерил сам своими руками. Последние реставрационные работы проводились ещё в 19 веке, поэтому нынешним специалистам Русского Музея пришлось укрепить расшатанную спинку, восстановить обивочный материал. Также были очищены все деревянные элементы кресла. Обнаружились также и необычные особенности. Например, весь массив кресла сделан из ореха, а вот одна из ножек оказалась берёзовой. По видимому, следы одной из предыдущих реставраций.
Вот этот пример – классический образец того, как в Петербурге знают и умеют сохранять уникальное историческое наследие. Но в то же время в быту, каждый день, во многих домах и на улицах мы сталкиваемся и с обратными случаями, когда Петербург отступает. Когда на его место приходит Непетербург. И кто кого побеждает? Наш город продолжает терять по кусочкам свою уникальность. Кто убивает его, заменяя исторические двери, парадные, окна пластиковым новоделом? Заменяет витражи, закрашивает роспись на потолке? И как противостоять этому опасному явлению, которое уничтожает истинный Петербург? Антон Цуман расскажет об этом извечном противостоянии Петербурга и Непетербурга».
На прошлой неделе весь интернет обсуждал замену дверей на железнодорожной станции «Удельная». Когда деревянную дверь в стиле модерн с согласия РЖД заменили на пластиковую. Мол, теперь все двери будут в едином стиле. Так что уже можно сказать — в этом проеме был самобытный «Петербург», а стал «обыкновенный Непетербург».
Для краеведа Ники Артемьевой этот эпизод битвы между Петербургом и Непетербургом – больная тема. Пусть с точки зрения КГИОП она не входила в перечень предметов охраны. Но она хранила в себе частичку петербургского стиля. В данный момент утраченную.
О масштабах этого явления можно судить вот по этому альбому. Здесь запечатлены исторические двери парадных сохранившихся на начало нулевых. На сегодняшний день большая часть дверей из этого альбома потеряны навсегда. Вот лишь несколько адресов. Малый, 71 роскошный портал заменен на простецкую железную дверь. Большая Пушкарская 3, двери подороже. Хотя бы попытаться скопировать исторический рисунок, видимо, не посчитали нужным. Клинский проспект, 17, дом архитектора Захарова. Фасад буквально пахнет свежим ремонтом. Но вот не включенная в смету дверь парадной по сравнению с исторической смотрится как вставной зуб.
Логика тех, кто это устанавливал проста, лишь бы было безопасно. И не было жалоб от жильцов. Какой уж тут облик — регламент превыше всего. Чтобы экономично, технологично и современно. Правда, последствия такого подхода видны уже по всему Петербургу.
Формально коммунальщиков можно понять. Формально. Мол, угроза зданию, растения разрушают стены. Но наверняка можно было найти компромисс и не уничтожать редкий для центра Петербурга уголок зелени. Которому, чтобы вырасти снова, понадобится два десятилетия минимум.
А вот ещё один формальный подход. На этот раз уже со стороны жителей. Чтобы его увидеть достаточно посмотреть на любое жилое историческое здание. В ходе следующей реставрации это здание будет приведено к единому стилю. С одинаковыми оконными проёмами. Первым в Петербурге. Но если таким образом за окна можно побороться, то происходящее внутри домов контролю не поддаётся.
Блогер Максим Косьмин основал целый проект – «Старый фонд» посвященный коммунальным квартирам, сохранившим следы старого быта. По его словам почти в каждой бывшей или нынешней коммуналке можно найти самые необычные детали.
И такие квартиры с историей, как говорит Максим, встречаются всё реже и реже. Настоящие жемчужины. И здесь всё зависит именно от владельцев. Например, хозяин этой квартиры Карл Марс давно мог бы избавиться от давно нерабочей старинной плиты и поставить сюда огромный кухонных гарнитур. Да вот не стал.
А вот детали старого Петербурга, на которые рука всё-таки поднялась. Если бы не энтузиасты, которые восстанавливают и сохраняют старинные предметы интерьера — эти двери окончили бы свои дни в костре или на свалке. В мастерской проекта «Двери с помоек» уже не развернуться. Каждую неделю – до двух десятков новых единиц хранения.
Рядом с дверями станции «Удельная» – остатки дверей из особняка в Кузнечном переулке. Не менее нашумевшие. Писали, что арендаторы во время ремонта заменили историю пластиком. Закрасили уникальные росписи. Как так?
Видно, насколько болезненно Петербург относится к любой информации о сохранении своего наследия. Но здесь, похоже, в битве за него наметился перевес. Да, дверью пожертвовали. Может и зря. Но редкий арендатор за свой счет наймет профессиональных реставраторов для сохранения интерьеров.
Вот так и получается облик Петербурга — это не только самые известные вещи. И битва за него ведется не только в реставрационных мастерских музеев. А в каждом историческом дворе, каждой исторической парадной или квартире. Это битва в самом разгаре. И исход битвы за феномен под названием Петербург зависит только от нас.