Говорим театр – подразумеваем вешалку. Актёры на сцене, зрители в зале – привычная театральная коробка.
Не таков фестиваль «Точка доступа» – он смешивает жанры, передвигает границы, «переоткрывает» театральные пространства и знакомые произведения. Шекспировский «Гамлет» встречает на фестивале «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета – получается спектакль «Пожалуйста, дальше». Спектакль-суд, в котором приговор принцу датскому выносят присяжные из числа зрителей.
Филипп Вулах,директор фестиваля «Точка доступа»: «Нам показалось, что разговоры о праве, об отношениях между гражданином и правом – это важно в сегодняшнем обществе. Для деятелей культуры это стало особенно знаменательно. Поэтому мы работали полтора года, чтобы этот проект привезти сюда».
Ян Дейвендак, автор проекта «Пожалуйста, дальше (Гамлет)»: «Шекспировский «Гамлет» – лишь предлог для разговора о том, как работает правосудие. Поэтому у нас участвуют люди из реальной юридической среды. Дело, материалы которого они получают, основано на реальных событиях. Но с некоторыми дополнениями из Шекспира.
Зачем нам понадобился Шекспир? Обстоятельства реального уголовного дела, которое нас заинтересовало, мы не могли использовать в спектакле. Ведь это настоящие люди, и они по-настоящему получили сроки. Мы решили скрыть эту историю под слоем фикшена. И думали, что бы взять, где у нас кровь, убийство… Так ведь у Шекспира! Первая мысль была об «Отелло», но юристы отговорили, объясняя, что это будет тяжело перевести в судебное дело. И так мы пришли к «Гамлету».
Вместо моральных дилемм – банальная бытовуха. Этот Гамлет живёт не в Эльсиноре, а в Весёлом посёлке. Безработный, на шее у родителей, носит при себе холодное оружие, потому что так «на районе» принято. Его возлюбленная Офелия – выпускница ПТУ. Мать – Гертруда – поспешно меняющая сожителей. Как убили Полония – непонятно, участники дела были пьяны, а теперь путаются в показаниях. Актёров на сцене трое, остальные – настоящие адвокаты, прокурор, психиатр. Каждый спектакль – новый юридический состав. Факты меняют окраску в зависимости от того, кто их излагает.
Ян Дейвендак, автор проекта «Пожалуйста, дальше (Гамлет)»: «С актёрами я встретился за два дня до первого «суда». Мы воссоздали события дела, кто и что действительно слышал и видел, кто из участников врёт, при каких обстоятельствах и почему. Актёры знают правду. Они могут ответить на любой вопрос, но каждый вечер на «суде» разные юристы ведут дело по-своему. Для актёров это, наверное, странное приключение. Они должны играть так, чтобы выиграть дело! Офелия, чтобы засадить Гамлета за решётку, может кричать, плакать. Он, чтобы не оказаться в тюрьме – делать всё, что захочет. Это как бы игра!».
Всё бы это могло показаться любопытной игрой, в которую всерьёз поверили не зрители, а именно юристы, провоцировавшие вопросами, делавшие замечания залу. В соцсетях фестиваль «Точка доступа» как бы шутя использует хэштег #развеэтотеатр?
Спектакль «Пожалуйста, дальше» играют 8 лет по всему миру. И именно в Петербурге, впервые в истории спектакля, профессиональные судьи отказались от участия в «процессе». Разве это театр? Или что-то говорит о нашей реальности?