В 2013-м Александр Дашевский вошел в список семи самых перспективных для инвестиций молодых российских художников по версии журнала Forbes. Его работы – в коллекциях Русского музея и Московского музея современного искусства, а также в частных собраниях по всему миру. А его мастерская – в странной промышленной зоне на «Красном треугольнике». И, кажется, мы здесь одни из последних гостей.
Александр Дашевский,художник: «Я здесь уже 8 лет. Досиживаю последние месяцы. Черепашка переросла свой панцирь».
В эту мастерскую Дашевский въехал успешным современным автором. За плечами были знаменитые городские пейзажи – виды спальных районов Петербурга, которые он всегда писал только с натуры, вызывая недовольство милиционеров и недоумение аборигенов.
Александр Дашевский,художник: «Это было то, что называлось советским модернизмом. Я начал не с ТЮЗа, а сразу пошел в типовое. Результатом явилась серия «Недвижимость». В самом названии мне нравилось то, что видели не архитектуру, а квадратные метры. Отношение выхлестывалось на фасад. Демонстрация разных воль и разных возможностей».
Современный Дашевский разительно отличается от Дашевского 10-летней давности. На вопрос посетителей мастерской: «Домики есть?», художник отвечает: «Домики кончились». Теперь его живопись иная: нахально вваливается в трехмерный мир, нарушая законы восприятия. Художественная метаморфоза случилась именно в этой мастерской.
Александр Дашевский,художник: «Ситуация связана именно с этой мастерской. Это был белый кубик. Вместо того, чтобы работать, я полгода просидел с блокнотом».
Так появились сложной формы объемные подрамники, каждый из которых изготавливается в мастерской вручную. И с этим же связано расширение коллекции щипцов для натягивания холста.
Александр Дашевский,художник: «Технологию я разрабатывал пять лет. Вот такой холст натянуть – хороший рабочий день. И это еще не самая сложная форма. Вот такая, как за вашей спиной – это неделя».
Но, похоже, что для Дашевского и эта практика исчерпала себя. К финисажу своей почти ретроспективной выставки в галерее «Анна Нова» он готовил в мастерской деревянные скульптуры.
Александр Дашевский,художник: «Слишком хорошо все стало получаться, нужно заколотить».
«Если грифы слетелись, значит, лошадь мертва», – одна из любимых поговорок Дашевского. Он готовится к переходу на новый этап и к переезду в новую мастерскую. Мы просто фиксируем. Завидуя краешком души творческой смелости.