Александра Мымрина, корреспондент: «В Концертном зале Мариинского театра – громкая премьера. Общероссийская. Здесь представили оперу современного британского композитора Джорджа Бенджамина «Уроки любви и жестокости». Европейские показы неизменно имели успех. Критики назвали музыку Бенджамина «фантастической», а звучание оркестра – «очерченным тонкой кистью». Теперь интересно, как «Уроки» примут в Петербурге».
Оливер Зеффман,дирижер: «Я считаю, что это потрясающая музыка. Это так, из-за этого я хотел дирижировать. В 2017 году я слышал в Лондоне в первый раз его оперу «Написано на коже» – Written on Skin. В Barbican было концертное исполнение. В этот вечер у меня было не очень настроение, но когда я услышал эту оперу, мир менялся. Я хотел, очень хотел дирижировать эту оперу. И я решил, что должен делать!»
Мечта Оливера Зеффмана сбылась, а за ней и следующая. «Уроки любви и жестокости» – уже вторая опера сэра Джорджа Бенджамина в карьере молодого дирижера. И вторая же, которую он представляет в Петербурге.
Жизнерадостность и восторги Зеффмана могут немного сбить с толку. Ведь музыка Бенджамина – не легкая прогулка. Как, впрочем, и сюжет: дворцовые интриги, запретная любовь, убийство, жестокость как наследство – темная бездна реальной истории Англии XIV века.
Джордж Бенджамин,композитор: «Многие оперы чрезвычайно мрачны. Взять хоть Вагнера «Кольцо Нибелунга», хоть «Соломею», «Дон Джованни» – все это не слишком весело. Опере нередко просто необходимо взглянуть в темноту! Сюжет для «Уроков любви и жестокости» выбрал мой восхитительный постоянный соавтор Мартин Кримп. Но эта история, полная экстремальных эмоций, мести, сложных чувств нужна мне как композитору. Это, а не условная нормальность в сюжете».
Концертное исполнение должно бы лишать сюжет части драматического эффекта. Но здесь он заложен в самом языке оперы. Иранский томбак, африканский барабан и венгерские цимбалы – необычные для симфонического оркестра инструменты – здесь синоним тревоги. Джордж Бенджамин играет со слушателем: одни оценят красивые интермеццо и диссонансы, другие – узнают оперный «голос» Бриттена или печаль Дебюсси.
Джордж Бенджамин,композитор: «Если бы я только мог описать, что есть музыка, зачем ее писать? Музыка берет начало там, где слова теряют свой смысл. Пение начинается там, где невозможно говорить. Я могу много рассуждать о технической, исторической или философской стороне музыки. Но единственное, что имеет смысл сказать… Это ли не удивительно, что нечто, чего нельзя потрогать, удержать – просто вибрации в воздухе – может быть переворачивающим жизни, эмоциональным опытом? Музыка – это таинство. И я нахожу его прекрасным».
Перед началом Джордж Бенджамин признался: мнение российской публики для него важно. И это не простая вежливость – больше никогда и нигде в мире он не видел, чтоб об опере так горячо спорили в антрактах, как в России. После премьеры «Уроков любви и жестокости» споров не было – были в восторге. Ждем следующего, уже не концертного исполнения.