Горячая пора. Наступила и в главных музеях страны: в Москве в Пушкинском музее представили воссоединившиеся шедевры из дореволюционного собрания Сергея Щукина. В Петербурге в Эрмитаже готовятся к возвращению другой легенды — коллекции братьев Морозовых, которая также была разделена меж двух столиц.
Событие чрезвычайное. «Это наш венок памяти великим коллекционерам», — говорит об экспозициях Михаил Пиотровский. Сплести его помогает и современный коллекционер, один из самых богатых людей мира — Бернар Арно. После Петербурга выставка из собрания братьев Морозовых отправится в Париж.
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Самое главное — мы сейчас обсуждали большую выставку братьев Морозовых, которая пройдет в Фонде LV, мы ознакомились с тем, как мы показываем выставку братьев Морозовых. Обсудили, что поедет, что не поедет в Париж. Как она будет выглядеть в Париже — мы увидим через год».
БЕРНАР АРНО,коллекционер, меценат: «Для меня посетить Эрмитаж, увидеть эту коллекцию — очень волнительное событие. Здесь собраны уникальные шедевры искусства 20 века — это не может не вызывать сильных чувств. То же могу сказать о Щукинской выставке в Москве. Щукин — это Матисс, Морозов — это Боннар. Обе коллекции прекрасные, в них есть и прекрасный Пикассо, ярчайший Гоген. Я горд и уже рад тому, что в следующем году сможем показать эти полотна во Франции».
В Париже выставка будет скромнее — туда поедут самые крепкие, во всех смыслах, шедевры. К примеру, тончайшим пастелям Дега гастроли противопоказаны. «История Психеи» — декоративные панно Мориса Дени — во Францию отправятся, но это будет последний раз, когда они покинут стены Эрмитажа. Выставку Щукина Фонд Бернара Арно уже показывал в 2016-м — тогда она побила рекорды посещаемости. Интерес к собранию Морозовых, вероятно, будет не меньше.
БЕРНАР АРНО, коллекционер, меценат: «Эти коллекционеры собирали в одну и ту же эпоху, и сфера их интересов совпадала — это французское искусство. Им удалось собрать работы высочайшего уровня, а ведь многие из этих художников на тот момент ещё не были широко известны даже у себя на родине, во Франции! И коллекционеров много критиковали за их выбор. Вот, например, в те времена «Танец» Матисса считался не очень хорошей работой. Сегодня это звучит совершенно невероятно!»
БЕРНАР АРНО, коллекционер, меценат: «Кого бы я назвал Матиссом современности? Сложно ответить на этот вопрос. Я бы отметил, пожалуй, Жан-Мишеля Баскию — это один из моих самых любимых художников, я приобретал его работы в свою коллекцию, он представлен в нашем Фонде. Ещё бы назвал Герхарда Рихтера — прекрасный абстракционист, один из наиболее востребованныххудожников, и неподражаемого Ива Кляйна. А что касается того, чтобы привести нашу коллекцию в Петербург?! Почему бы и нет, можно об этом подумать…»
И уже подумали. Переговоры о выставке из собрания Фонда LV в Петербурге ведутся. Надо лишь запастись терпением: полтора-два года и шедевры современности из Парижа приедут к нам.