Александра Мымрина,корреспондент: «Осенью прошлого года весь арт-мир сильно удивила вот эта картина. На аукционе Christies она была продана за без мало полмиллиона долларов. Хотя казалось бы, заурядный портрет. Но создан он был при помощи искусственного интеллекта. Тогда это кому-то показалось случайностью или шуткой, но вот прошло совсем немного времени, и в Государственном Эрмитаже открывается целая выставка работ, созданных при помощи искусственного интеллекта».
Когда-то в 60-х Алла Пугачева пела в наивной песне про робота: «Неужели в 2001 году нам заменят сердца на транзисторы?» Год 2019 — нам ничего не заменили, а вот в теле мирового искусства появился новый орган. Арт или не арт — вот в чем вопрос. Как относиться к созданному искусственным интеллектом? Сомнениями пока мучаются даже сами музейщики. Но игнорировать творчески настроенные алгоритмы — нельзя.
Дмитрий Озерков,куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: «Когда братья ван Эйки начали смешивать пигмент на другом масле — это тоже был вопрос, скандал. Процесс никогда не останавливается, идет постоянно. Искусство как велосипед, если вы едете — вы едете. Как только остановились, то упали на бок. Искусство — это не результат, это процесс. А что дальше? Куда идет дальше мир? Вот это интересно! Музей — это такая лакмусовая бумажка, показывающая этот момент и на это стоит обратить внимание».
Не стоит забывать: за каждым хорошим алгоритмом стоят не менее любопытные художники. Искусственный интеллект — ремесленник, способный обрабатывать огромные массивы данных. А реальный художник — направляет его «взгляд». На традиционную гравюру — как в работе китайца Сунь Сюня; на цветущие полотна импрессионистов — в инсталляции Давиде Квайолы. Инновационному препарированию подвергаются иероглифы и арабская вязь, превращаясь в красивые абстрактные формы».
Михаил Пиотровский,генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Это все про то, что дело не в деньгах. Это механизм того, как рождается искусство, через это мы понимаем, как творят великие гении».
Приехала в Петербург и наделавшая шума на Chriestie’s арт-группа Obvious — с вымышленными родственниками того самого, дорогого, портрета.
OBVIOUS,арт-группа (Франция): «То, как сейчас реагируют на искусственный интеллект в искусстве, напоминает, что было, когда изобрели фотографию. Мы не заменим традиционное изобразительное искусство, мы лишь ищем новые интересные пути выражения.
Это настоящая волна, которая набирает силу последние лет 10. Аукцион Christie’s ярче высветил, что искусственный интеллект теперь и в искусстве. На это сразу обратили больше внимания. Такое творчество — это то, что важно, и то, что секси сейчас.
Мы — трое друзей, которые работают вместе. И сейчас будто живем в своей мечте. Не могли ожидать, что все так сумасшедше закрутиться — а вот мы в лучшем музее мира. Это большая честь и радость для нас».
Будущее наступило. Теперь точно не отвертишься. Будущее, в котором художника уже не сможет обидеть каждый. Дайте искусственному интеллекту ещё немного времени — и обидеть не сможет никто.