200 фотографий и 200 писем. Это 50 лет из жизни Петербурга от 60-х годов XIX века до начала XX столетия. Время тектонических сдвигов: отмена крепостного права, первая революция и первый парламент. Впрочем, исторический контекст на выставке в Строгановском дворце – актер второго плана. В центре внимания Петербург.
Павел Богданов,корреспондент: «В середине XIX века в России стремительно развивается портретная фотография. А вот первый фотограф-пейзажист приезжает в нашу страну из Швейцарии. Снимки Джованни Бианки на десятилетия становятся образцом того, как надо снимать главные достопримечательности Петербурга».
Потому неудивительно, что Бианки на всех изданных работах подписывает себя как «художник». При этом человек как модель его, похоже, никогда не интересовал. На тысячах фотографий, снятых Бианки за тридцатилетний период жизни в Петербурге, людей практически нет.
Впрочем, на работах Джованни Бианки в основном открыточные виды. А вот некоторые фотографии открывают нам интерьеры, которые до нашего времени просто не сохранились.
Уникальность — главный критерий подбора фотографий для этой выставки. Как в случае с целой серией снимков Ильи Репина и его друзей в усадьбе «Пенаты». На этих работах великий русский художник не только за работой, но и в домашней обстановке. При том, что неформальные снимки для того времени – еще редкость. Тем ценнее кадры из каждого семейного альбома.
Фотографии как искусство и как документ эпохи. Интерес к этой теме по-прежнему невероятный. А в коллекции Русского музея еще немало уникальных снимков. Потому новая, пятая выставка из «Путешествия по Российской империи» – лишь вопрос времени.