В гостях у программы «Хорошее утро» Елена Чижова, писательница, лауреат Букеровской премии.
александра емельянова,ведущая: По вашему мнению, Петербург всё ещё удерживает звание самого читающего города по России?
Елена Чижова,писательница, лауреат Букеровской премии: Я этим вопросом интересовалась специально. Книгопродавцы сказали мне следующее (это не окончательный критерий, но тем не менее)- из всех тиражей 80 % продаётся в Москве, 10 % в Петербурге, 10 % в остальной России. Я была поражена. Другое дело, что, конечно, в век электронных средств чтения вполне возможно, что где-нибудь процентов 10-12 добираем на гаджетах, но тем не менее, Петербургу есть над чем работать.
александра емельянова,ведущая: У вас завтра будет встреча с читателями. Наверняка они спросят, что нового ждать от вас… Какие книги? Когда?
Елена Чижова,писательница, лауреат Букеровской премии: Буквально месяц назад вышла книга, которую я писала 2 года. Это роман о Петербурге, о моей семье — «Город, написанный по памяти». Сейчас уже есть допечатка, что для любого писателя большая человеческая радость. Думаю, что буду на «Книжном буме» говорить об этой книге — она у меня ещё не остыла, я ещё от неё не отошла, хотя она уже опубликована, ну и о литературе тоже.
николай растворцев,ведущий: Какие вопросы сейчас поднимают писатели в своих книгах?
Елена Чижова,писательница, лауреат Букеровской премии: Когда я веду мастер-классы для молодых писателей, я всегда говорю о том, что никогда не получится роман, если в его основе не лежит какая-то боль человека, боль писателя и неотступная попытка осмысления. Когда пишешь роман, дело не в сюжете. Сюжет это почти всегда в той или иной степени случайность. А вот если что-то очень глубоко беспокоит, тогда есть вероятность, что что-то из этого прорастёт. И совершенно понятно, что все мы разные люди, разные писатели, поэтому у кого что «болит».
александра емельянова,ведущая: Получается — о чём знаешь, о том и пиши?
Елена Чижова,писательница, лауреат Букеровской премии: Нет. Не знаешь. Знать можно что угодно. И если знаешь, можно написать научную книгу, предположим. Можно не знать, как, например, Стругацкие, они выдумывали эти свои миры. Но если под этим лежит подлинная проблема, какая-то твоя собственная боль, вот если это есть, значит, книга может получиться.
александра емельянова,ведущая: Насколько сейчас корректно разделять на женскую и неженскую прозу? Или в наше время это не очень правильно?
Елена Чижова,писательница, лауреат Букеровской премии: Поскольку раньше я занималась наукой, должна сказать, что теоретически можно изучать явление по любому критерию. Есть какие-то сущностные вещи. В области литературы это писатель или не писатель. А есть жанровая литература. И там, конечно, можно что угодно — специальная женская литература, специальная мужская литература и так далее. Но как мне кажется, очень хорошо сказала Татьяна Толстая: «Литература — это не баня».