Военно-медицинская академия имени Кирова, апрель 2019 года. Возможно, эти кадры станут хроникой одного из главных научных открытий 21 века. На операционном столе — робот.
Скальпелем на его шестеренках работают начинающие хирурги. Они еще не подозревают, что именно их тренажер станет началом большого рывка не только в российской медицине, но и в международной имплантации. Но пока этот силиконовый пациент состоит всего из двух модулей — ноги и торса. Биоткани выглядят настолько реалистично, что от настоящих их отличает только структура.
ЮРИЙ ЛОШЕНКО,руководитель проекта: «У нас здесь представлена кожа, подкожная клетчатка, портяжная мышца, которую наш хирург отвел. Представлен фрагмент бедренной артерии. В настоящий момент могу определить пульсацию этой артерии, могу ее передавить и прекратить кровоток. Кровоток поступают снизу-вверх, дальше кровотока нет. Вы посмотрите на мой палец, он как бы гуляет, все это пульсирует, как в реальном человеке».
Пациент на операционном столе скорее жив, чем мертв. Искусственный интеллект в теле робота создает физиологические процессы и реакции на хирургические вмешательства, как у человека. Механизмы, материалы и программное обеспечение разработали ученые ИТМО. Специалисты обнаружили, что работа органов в организме синхронизирована. За основу взяли исследования компьютерной томографии реальных людей, создали 3D-модели органов и установили датчики собственного производства.
ГЕННАДИЙ ЛУКЬЯНОВ,профессор факультета системы управления и робототехники ИТМО: «Вот как у кощея на кончике иглы, вот так и наш датчик, но он не смерть несет, а жизнь. Здесь два стоит, этот можно купить в любом магазине, который торгует электронными компонентами, а это наш датчик, который способен регистрировать очень тонкие процессы. Он видит как раз эти тонкие процессы, которые связаны с синхронизацией».
Размер такого датчика всего 50 микрон. Это половина одной десятой миллиметра. С помощью насоса, трубок и электроники можно воспроизвести работу сердца или легких. В будущем перед реальным хирургическим вмешательством, врач будет проводить пробную операцию на органах пациента, распечатанных на 3D-принтере.
МАРИЯ ЕВСЮКОВА,корреспондент: «Робот-тренажер спроектирован по модульному принципу, все части заменяются и печатаются прямо здесь на 3D-принтерах. На этом например височная кость, на том — лобная. Они анатомически повторяют органы реальных пациентов, в том числе с патологиями».
Тромбоз бедренной артерии и перелом кости. Еще вчера такое сложное хирургическое вмешательство молодые специалисты могли отработать только в реальных условиях — методом проб и ошибок. На новом тренажере обучение начинающих хирургов станет безопасным.
АЛЕКСАНДР РЕВА,преподаватель кафедры военно-полевой хирургии ВМА: «Нам приходилось учиться реально, участвуя в операциях, ассистируя, помогая, какие-то этапы начинаешь выполнять сам, в принципе обучение на человеке с самого начала, пускай под присмотром постоянным, здесь уже можно выполнить основную программу».
Но подготовить врача-хирурга без практики невозможно. Навыки нужно получать в условиях максимально приближенных к реальным. Зарубежные аналоги тренажеров есть, но либо стоимость космическая от 150 до 300 тысяч долларов, либо качество хромает, отмечают специалисты. Российский образец и дешевле, и практичнее. Сейчас большинство швов хирурги отрабатывают на протезах. Например, этот сосудистый используется при травмах бедренной артерии.
СЕРГЕЙ БЕЧИК,врач-хирург, кандидат медицинских наук военно-полевой хирургии: «Почему он называется парашютный, потому что остаются герметичные нити, которые позволяют держать сосуд на каком-то расстоянии. Здесь используется более толстые нити для удобства первичного наложения, для того, чтобы слушатели-хирурги могли научиться и чувствовали эти ткани».
Пока этот робот-тренажер в Военно-медицинской академии без звания и находится еще в разработке. Запустить его производство планируют через несколько лет.