Спектакль о подростке во время Великой депрессии представили в рамках фестиваля «Маленький сложный человек».
Нужно быть кем-то вроде Хичкока, очень уверенным в себе режиссером, чтобы укладывать своих зрителей в кровати. Классик кино прав: главное – атмосфера. Четвертая стена в буквальном смысле замуровывает зрителей в жутковатом павильоне. В стенах позастревали персонажи, как гоголевская нежить. И камера летает вокруг главного героя, очерченного светом. Недетский саспенс наполняет спектакль Архангельского молодежного театра. Рассказ подростка по всем канонам американского роуд-муви полон мучительных флешбеков, натуралистичного насилия и психоделической рефлексии Тарковского.
Кинорежиссеры давно подметили, что хоррор и мистика реалистично описывают страшные путешествия человеческой души. Если каждый из нас в своем теле, как в одиночке, так почему бы герою не проделать весь путь в буквальном смысле, как у Достоевского: в той самой черной банке с пауками, украшенной родными и знакомыми, беседуя с голосами мертвых и живых. Такое вот, прямо и недетским словом скажем, экзистенциальное путешествие совершает мальчик Оскар.
Фундаментальное понятие мира сообщает Оскару математик, как и все вылезший из стены. В задаче на сближение двух людей главное – не расстояние, а время. Над традиционным набором приключений взрослого мира – с грабителями банков, бандитскими драками и домашними упырями – сквозит печаль андерсеновских сказок, где время покоряет все, включая волшебство. Герой ищет мистический поезд, который принесет его туда, где папа встретит меня на вокзале. Не где, а когда.
В дни сомнений и раздумий взрослые тянутся к сказкам, написанным для взрослых. Путешественники во времени раз за разом терпят фиаско в попытках вернуть упущенное когда-то. Тщетно. Даже если вернешься во времени, сам уже будешь другим, нельзя остаться прежним самому. Постановщик снимает встречу Оскара с отцом на длинном фокусе. Длиннее, чем способна описать любая земная оптика. В городе ангелов или где. Но финальное слово тем, кто лежит в кроватках и сидит у их изголовья. У всех? Помните, есть слова, которые мы тогда не сказали родителям, а потом не сказали своим детям. Не надо ждать. Скажите как есть и прямо сейчас.