Завершился год двухсотлетия Мариуса Петипа — человека, изменившего мир балета. А значит время подводить итоги. Выставка «Танцемания», двухтомная книга и фестиваль «Дягилев PS». Это еще неполный список событий, который подготовил Музей театрального и музыкального искусства в юбилейный год. Впрочем, на площади Островского не только подводят итоги, но и получают неожиданные подарки.

Внучатая племянница знаменитой балерины Ирины Бароновой читает письма своей дальней родственницы, которую обрела тридцать лет назад. Александра Казанская подарила эти семейные реликвии Музею театрального и музыкального искусства. Теперь они часть выставки, посвященной юбилею Мариуса Петипа, а значит истории всего русского балета. Отец Ирины Бароновой был адъютантом Колчака, а сама танцовщица училась у Матильды Кшесинской  и была музой Джорджа Баланчина.
 
Мариус Петипа тоже покинул свою Родину. Кто бы мог подумать, что французский мальчик, который занимался балетом практически из-под палки по желанию своего отца, станет знаковой фигурой для русского искусства, а его 200-летний юбилей будет праздноваться  под патронатом президента России. Выставка «Танцемания» — важнейшая часть этих юбилейных  мероприятий, потому что и уникальные костюмы, и афишы легендарных спектаклей — все здесь.

О Петипа в жизни и на сцене идет речь и в фильме  Иннокентия Иванова «Лебеди и тени Петипа». В декабре эту премьеру видели зрители телеканала «Санкт-Петербург», а теперь, что логично, на площадке Музея театрального и музыкального искусства о своей работе рассказали авторы фильма. Он не только о балетмейстере, но и о человеке Петипа,  у которого с Россией был долгий и не всегда взаимный роман.

Что отличает гения? Наверное, умение быть на шаг впереди своего времени. И Петипа — не исключение. Иначе бы не шли балеты  в его хореографии по всему миру до сих пор. Интерпретации могут быть самые разные: от «Спящей красавицы» Матса Эка до авангардной «Жизели» Дада Масилы. Но творческий почерк  великого хореографа в них присутствует почти незримо.