«В нем много от прапорщика и немного от Петра Великого» — так писал в своем дневнике Пушкин об императоре Николае I. Известно, что отношения между «нашим всем» и монархом были непростыми.
Николай видел в Пушкине опасного вождя вольнодумцев и потому даже после гибели поэта ограничил народные выступления в его память. А Лермонтова, написавшего знаменитое стихотворение «Смерть поэта», и вовсе сразу отправил служить на Кавказ. Неоднозначной фигуре императора Николая I посвятили новую выставку в Михайловском замке. Это уже шестая экспозиция из музейного цикла «Сага о Романовых». На ее открытии побывала Елена Боброва.
Его называли и «жандармом Европы», и «последним рыцарем Европы». Ему не могут простить пусть косвенную, но вину в гибели Пушкина, а Пушкин признавал, что мужества и дара слова императору не занимать. Его обвиняли в жесткой цензуре, а он дал добро на постановку «Ревизора» и сам присутствовал на премьере. Выставка в Михайловском замке — попытка разобраться, каким же он был, Николай Первый.
Александр ПОЛИЩУК,заведующий сектором нумизматики государственного Русского музея: «Мы только сейчас начинаем раскрывать его личность. Либо черное, либо белое. Он был человек, сын своего времени, с негативными и позитивными качествами».
В нескольких залах более 500 экспонатов. За этой скучной цифрой – жизнь. Он мечтал о сильной России, но не знал, на кого опереться: Николай не верил дворянам – однажды они уже вышли на Сенатскую площадь — и чиновникам, как-то посетовал, что в России правят не императоры, а столоначальники.
Александр ПОЛИЩУК,заведующий сектором нумизматики государственного Русского музея: «Его идея оставить Россию сильной, военной сыну не очень удалась. Финансы были в расстройстве, в военном разладе — все эти события негативно повлияли на Николая Первого.
Глядя на экспонаты, можно засомневаться в однозначности образа императора. Всматриваясь в его орлиный профиль, не стоит обманываться его холодностью.
Григорий ГОЛДОВСКИЙ,заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков государственного Русского музея: «За этой холодной имперской внешностью вероятно существовали какие-то душевные движения, которые в человеческом общении проявляются. Много трогательных историй, как он шел за гробом какого-то захудалого чиновника, как он навещал больных холерой, как маленькую девочку привел во дворец накормить».
Он останется в памяти как человек, который подавил восстание в Польше, казнил декабристов и организовал зловещую Третью канцелярию. Но мы, живущие в Петербурге, должны помнить о нем и другое: именно он создал город, каким мы его знаем.