Александр Моисеевич Володин — человек вне толпы, всегда немного в стороне от застенчивости, а не от высокомерия. Фестиваль его имени прошел в 15-й раз. Директор фестиваля — московский режиссер Виктор Рыжаков.
Специально для закрытия ученики его мастерской поставили спектакль «Оттепель». В основу легли материалы, которые студенты отрабатывали на занятиях по вокалу и сценической речи. Такая вот песня о шестидесятых и шестидесятниках. Понятно, почему оттепель.
Почему Володин? «Александр Моисеевич – наша совесть», — так о нем отзывались тогда. Его словами со сцены впервые прозвучало приглашение к счастью — такую вот уверенность в благосклонности жизни принято обычно искать в обаянии молодости. Возможно, этим продиктовано решение режиссера. Так ли это на самом деле, выясняла практически у своих сверстников Варвара Федорова.
Летний луг. Луч лунного света. Вечернюю тишину нарушает сверчок. Фигуры на сцене садятся перед невидимым костром надежды, пылающим где-то вдали. Спектакль-концерт второго ансамбля Виктора Рыжакова – посвящение Александру Володину. Его стихи и песни шестидесятых – портрет эпохи, запечатленной в пьесах. Володин одним из первых отразил искания своего поколения и теплоту своего времени. Это была его оттепель.
Виктор Рыжаков,режисснр, заслуженный деятель искусств РФ: «Оттепель — это Володин. Оттепель — это то, что с нами происходит, когда мы слышим его тексты, когда мы вдруг пытаемся проникать в сущность его месседжа, оставленного для нас. Стыдно быть несчастливым».
Главная исповедь Володина. В ней он писал, что на фронте у него была далеко идущая мечта: «Если бы разрешили потом, потом, когда кончится война, и все уже будет позади. Пускай не жить, к чему такая крайность, но просто оказаться там и просто посмотреть вокруг, что будет».
И это время наступило. Его «надежд наивных эра – шестидесятые года». Когда в послевоенное время быть счастливым наконец разрешили, так, как обычно разрешает тебе только молодость. Без довлеющего груза прошлого сплошным обещанием будущего.
Владислава Аникиевич,актриса: «Мы решили, что сейчас самый важный момент, когда мы можем зафиксировать какое-то состояние наивности, которое пропадает во всех нас, и об этом всегда говорил наш мастер, Виктор Анатольевич, что «не хватает оттепели, вот не хватает оттепели!» Когда мы сделали спектакль, Виктор Анатольевич сказал: «Нуууу… Вам тоже не хватает оттепели».
Декорации словно стащили из московского ТЮЗа, нашли рояль в кустах и научились играть на всех популярных музыкальных инструментах.
«Подмосковные вечера» и «Нежность» Пахмутовой, баллады Высоцкого звучат голосами совсем молодых и совсем других, но без современных аранжировок и разрешенной теперь экспрессии. Эмоциональное продолжение текстов Володина.
Александр Кубанин,актер: «Это какой-то такой материал — очень простой по звучанию. Без какого-то пафоса, без каких-то нравоучений, это писал какой-то простой искренний человек, но в этой простоте все и спрятано».
«Стыдно быть несчастливым» — песня оттепели слышится и не слышится как тогда, так и сейчас. Вроде счастливым быть давно разрешили, а у нас все как-то не получается.
Зарницами володинских строк полыхает современная драматургия от театральных сцен до популярных кинокомедий. А сам Володин в поздних стихах уже не был так оптимистичен. «Душа могла и ошибиться. И счастья не было. И нет». Оттепель. Посвящение Володину — его возвращенная молодость. Где эти строки еще не написаны, и счастье есть.