Имя Хиблы Герзмавы стоит в одном ряду с именами мировых звезд оперной сцены. Это не комплимент, предписанный протоколом, и не художественное обобщение.
Два года назад Хибла Герзмава дебютировала в «Ла Скала», исполнив партию Анны Болейн. 35 лет не было в репертуаре миланского театра Оперы Доницетти, с тех пор, как в роли Анны выступала Монсеррат Кабалье.
А еще раньше в той же партии блистала сама Мария Каллас. Таких параллелей в карьере Герзмавы немало. Но, в отличие от других оперных див, Хибла — музыкальный полиглот, и легкие жанры ей не чужды. В Петербурге — программа «Опера. Джаз. Классика».
Хибла Герзмава,народная артистка России: «Я в эту программу взяла свои любимые арии, которых не было втой программе, в первой. И Чайковского мы взяли. И Мясковского,которого абсолютно никто не поет! Я очень люблю гармонииджазовые в Мясковском, он немного другой, он немного по-другомузвучит. Мясковский очень тонкий».
В «Сумерках» Сергея Рахманинова и «Пробуждении» Габриэля Форе слышатся завораживающие оттенки и штрихи бельканто Герзмавы. От полнокровного меццо до колоратурных высот ее голос летит одинаковой легкостью.
Она может петь мощно и громко, но практически никогда этого не делает. А в джазовой программе, и вовсе — нюансы имеют решающее значение. Когда из зала кто-то попросил убрать микрофон, народная артистка просьбу исполнила. Но, вероятно, в ущерб собственному замыслу.
Хибла Герзмава,народная артистка России: «Начали мы с микрофоном, потому что немного поешь по-другому, немножко звуком другим пользуешься в джазовой музыке. Мнекажется, у нас был замечательный концерт, живой, как захотелипетербуржцы. Там есть один человек, которому очень не нравитсямикрофон. Я думаю, что его нужно научить полюбить микрофон — этозамечательно!»
Нет сомнений в том, что Хибла сама себе строгий критик и точно знает, что делает. Но публика требует «сертификата подлинности» и верхнего «до». А Хибле Герзмаве доказывать нечего. Даже в паузах, молча стоя на сцене, она поет. В ее золотых глазах — музыка и то, что выходит за пределы нот.