«Что такое жизнь, как не цепь вдохновенных безрассудств?» — говорил герой популярной пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», профессор Хиггинс. Он же считал, что многим меньше десятилетия, всего полгода, необходимо, чтобы жалкую «капустную кочерыжку» превратить в герцогиню, «высечь» в простушке хорошие манеры и правильный выговор. За этот сюжет неожиданно взялся Борис Эйфман. Почему неожиданно?! Эйфман, конечно, тоже своего рода Пигмалион — он высекает из классического танца нерв, эмоцию, психологизм, но обычно берётся за тяжёлые и трагические истории. И вдруг — почти комедия. Павел Богданов не упустил случая побывать на репетиции нового балета Бориса Эйфмана.
От пьесы Бернарда Шоу и греческого мифа о Пигмалионе и Галатее в новом спектакле Бориса Эйфмана остались лишь осколки. Причем в самом прямом смысле. Ведь главного героя зовут Леон, девчонку с городских окраин Гала, а ее соперницу Тея. Такое разделение символично. Это двоемирие. В версии Бориса Эйфмана граница между бедными и богатыми проходит у дверей дома и зала, где занимается Леон — чемпион мира по бальным танцам. Нищим остается лишь толпиться под красивыми неоновыми вывесками. Как и в «Чайке», Эйфман перенёс действие в самый близкий ему мир — мир танца. И угловатую Галу, пытаются выучить не хорошим манерам, а правильным танцевальным движениям.
То, что увидели журналисты и приглашенные зрители в ДК «Ленсовета» — это генеральный прогон. Премьера — в будущую среду, 6 февраля, на сцене Александринского театра. Зато в перерывах можно было краем глаза понаблюдать за всей кухней подготовки к балетному спектаклю. Вот примерка одежды для исполнителя главной роли Олега Габышева. А вот так пришивают номера к костюму, словно речь идет о соревновании. В этом балете всем артистам мало того, что пришлось выходить на сцену не на пуантах, а в обычной обуви, так еще и разучивать движения из бальных танцев. Оказалось, что даже для «универсальных солдат» Эйфмана, которые, кажется, могут станцевать и телефонную книгу, это невероятное испытание.
Впрочем, главное удивление — это выбор материала. Еще лет десять назад никто не мог представить себе, что Борис Эйфман вернётся к такой чистой, вроде бы беспримесной, комедии, к тому же на музыку короля вальсов — Иоганна Штрауса.
Но чем ближе финал, тем яснее, что философская составляющая балетов Бориса Эйфмана никуда не пропала. Просто она хорошо маскировалась. И, дав зрителям выдохнуть и даже посмеяться, мэтр выдвинул свою версию финала этой истории, которая кажется совершенно неожиданной. Мир главных героев разлетится на осколки.