В гостях у программы «Хорошее утро» Анна Некрылова, кандидат искусствоведения, филолог, фольклорист.
николай растворцев,ведущий: Много ли традиций в нашей культуре связано в баней? Какие из них самые любопытные?
Анна Некрылова,кандидат искусствоведения, филолог, фольклорист: Много, как и со всем остальным. Баня, особенно на севере, это обязательная вещь, без неё просто невозможно было жить. Поэтому бани выстраивались, бани обживались, вокруг них было много преданий, примет. Там принимали роды, обмывали покойников, «окручивали» невесту перед венцом или после него. Это переходное пространство между домом и каким-то иным пространством, поэтому там и совершались такие переходные обряды.
александра емельянова,ведущая: Сегодня отмечают Филиппов день. В это день было принято делать уборку, заниматься стиркой, ходить в баню. Называлось это «смывать святки».
Анна Некрылова,кандидат искусствоведения, филолог, фольклорист: Отчасти да, но далеко не везде. Насколько я знаю, в этот день в народе вообще было мало каких-то примет и действий. Где-то естественно что-то было, но Филиппов день не этот для нас очень знаменит. Потому что день митрополита Филиппа — это история. А если говорить о народной культуре, то важнее Филиппов день накануне Рождественского поста. Там очень много всего. «Филипповки» это называлось. Даже домового там ублажали, начинались посиделки.
николай растворцев,ведущий: Возвращаясь к бане. Какие традиции, по вашему мнению, можно было бы вернуть?
Анна Некрылова,кандидат искусствоведения, филолог, фольклорист: Во-первых, это чисто русское и шире. Такое северо-европейское, потому что не только мы, но и корелы, и поморы, и другие жители региона, там были бани. Сейчас у нас сауны чаще всего делают, но сауна и баня — это разные вещи. В бане больше воды и «духовитости», как в народе говорят. В каменку или на пол бросали душистые травы, чтобы они пахли. У нас была целая история, как заготавливать веники. Собирались всей деревней накануне дня Ивана Купалы, заготавливали веники, причём разные: лечебные, свадебные, обычные, заговорные. Потом их выстраивали на чердаке, получалось такое иномирное пространство.
В бане жил банник. Он следил за порядком. После окончания помывки, уходя нужно было всё убрать, иначе банник мог отомстить. Нужно было оставить в коше немного воды и мыло, вымыть полочку. Банника, как и домового «закармливали». Чаще всего в печку ставили горшок с кашей, а корочку от неё клали на загнетку.