75-летие полного снятия блокады готовятся отметить в нашем городе. Страница истории, ставшая сакральной, воспитала культуру речи: говорить о ней принято так – в сухих исторических цифрах и перечнях мероприятий, посвященных памяти.
Действительно, а что скажешь? В Союзе художников выставка – «Подвигу блокадного Ленинграда». Работы художников разных лет и поколений, в том числе и тех, кто пережил дни осады. С одной стороны, тема войны вечная для живописи, но о привычных батальных жанрах речь не заходит. С течением времени художники все чаще обращаются к осмыслению не смерти, а жизни в Городе Живых.
Впрочем, почему со временем? Погибший на улицах родного города художник Лев Ильин сравнивал происходящее с классической трагедией. В своем дневнике он писал: «Чувствую себя плохо, а живу – хорошо!» Чувства и мысли художников наших дней на блокадной выставке изучал Павел Богданов.
Сейчас в это невозможно поверить, но в этом просторном светлом доме с высокими выставочными залами в годы блокады были сооружены кровати, топились печи-буржуйки и горели тусклые коптилки.
Обессиленным художникам было чрезвычайно трудно, вот они и собрались под крышу этого дома — вместе жить и работать было легче. Тут они встречали новый 1942 год вокруг стола, накрытого белоснежной скатертью, на которой среди сэкономленных кусочков блокадного хлеба стояли тарелки с искусно нарисованными на них яствами — рыбой, колбасой, икрой.
Но ряды их таяли, а силы убавлялись. От голода, бомбежек и обстрелов в самую суровую блокадную зиму погибло более 150 художников. А они продолжали работать и даже провели здесь выставку в 1943 году.
Всеволод Петров-Маслаков,народный художник России, куратор выставки: «Среди авторов работ — живые свидетели войны и переломных событий истории. Для них Блокада, это не бряцание оружием и не фанфары пропаганды, это их жизнь. А потому, как и все люди, прошедшие те годы, вспоминать о них они не любят. Не только в разговорах, но и в своем творчестве. Их произведения — тихие, почти лирические работы о друзьях и близких, которых они потеряли, и о ежедневной жизни, которая продолжалась несмотря ни на что. В таких простых, на первый взгляд, картинах той самой правды жизни куда больше, чем во всех новых успешных фильмах о войне вместе взятых».
То, что здесь дух времени чувствуется едва ли не в каждом произведении, не случайно. Ведь куратор выставки Всеволод Петров-Маслаков в годы блокады оставался в осажденном городе. Он был еще мальчишкой. Выставки и звания были еще впереди, но первая работа в 1943 году как раз о блокаде.
Но, наверно, не менее важно, что на этой экспозиции нашлось место произведениям совсем молодых художников, которые о тех событиях могут знать только по документальным свидетельствам и рассказам родных.
Роман Абдуллин,художник: «Смотря в эти лица на картинах и в реальности, поражаешься их какой-то невероятной внутренней красоте. Судьба преподнесла им тяжелые испытания в годы юности, да и дальше не была простой. Но они сохранили какой-то удивительный оптимизм и любовь к жизни. Этому невозможно научиться, но невозможно не восхищаться».