АЛЕКСЕЙ ВОРОНОВИЧ,кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Президентской библиотеки: «Когда говорят пушки, музы молчат» — подметили древние римляне. Но блокадный Ленинград, своим подвигом разрушая расчёты врага, противопоставил этой мудрости бесценную, выстраданную блокадную прозу и поэзию.
С самого начала блокады многие литераторы записались добровольцами на фронт. Писательский взвод почти в полном составе был ввключён в состав редакции дивизионной газеты «За Советскую Родину». После расформирования Ленинградской армии народного ополчения многие писатели продолжили службу в армии, на флоте и во фронтовых газетах. Так, поэт Всеволод Азаров, автор того самого стихотворения «Музы не молчали», служил в соединениях балтийских подводников и штурмовиков, был военкором флотских газет в Кронштадте.
Павел Лукницкий был корреспондентом ТАСС на Ленинградском фронте, Всеволод Рождественский – корреспондентом газет «Ленинский путь» и «Во славу Родины», Николай Глейзаров и Михаил Дудин – спецкорами газеты 23-й армии «Знамя победы». Многие писатели принимали участие в издании печатного органа Ленинградского фронта «На страже Родины». На страницах «Ленинградской правды» отмечали, что писатели живут фронтовой жизнью и это не замедлило сказаться на их работе: они стали писать доходчивее, эмоциональнее, голос прозаиков и поэтов обрёл новую силу.
Еще в Зимнюю войну был создан образ бравого солдата Василия Тёркина. Александр Прокофьев, Виссарион Саянов, Александр Флит и другие авторы возродили этот образ в годы блокады.
Особую роль приобретает в блокадном Ленинграде поэзия. Николай Тихонов, написавший за годы войны немало очерков, рассказов, статей, вспоминал, что эмоциональное зажигающее стихотворение бывало в иные моменты важнее рассказа или листовки. В суровые декабрьские дни 41 года Николай Тихонов призывал ленинградцев не сдаваться и верить в победу:
Известная поэтесса блокадного Ленинграда Ольга Берггольц с августа 41 года работала на радио, почти ежедневно она обращались к жителям. В январе 42 года умер от голода её муж- литературовед Николай Молчанов. В это же время она напишет стихотворение «Армия». А уже весной-летом Ольга Берггольц создаст свои лучшие поэмы «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму»:
«Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.»
Удивительно, но рассказывая о самом простом, о повседневных тяготах, которые длились и длились, поэтессе удалось затронуть очень тонкие струны в душах ленинградцев. Ольга Берггольц с вниманием в своих стихах зафиксировала особенности блокадного быта. Но это не просто точное в своей документальности поэтическое повествование. Её стихи советовали, утешали, радовали, заставляли грустить ленинградцев. В 1943 году она написала сценарий фильма о бытовых отрядах блокадного города, который затем был переработан в пьесу «Они жили в Ленинграде».
Голосу Ольги Берггольц вторили и другие поэты, такие как Вера Инбер. Она вернулась в Ленинград вместе с мужем в конце августа 1941 года. Поэтесса выступала на радио, заводах, ездила на фронт. Наиболее известна ее поэма «Пулковский меридиан».
Литература, созданная в период блокады, являет собой удивительный пример мужества и стойкости людей, которые в тяжелейших условиях оставались верны своему долгу и призванию.
Проходят годы и десятилетия, но нас по-прежнему до глубины души волнует проза и поэзия блокадного Ленинграда, рассказывающие о пережитом точнее и полнее самых скрупулезных исторических хроник.
Дневник блокады: литература
21 декабря , 04:45