В середине 80-х в журнале «Юный техник» был напечатан фантастический рассказ. Его герой, ученый из Русского музея, изучающий народное искусство, выдвигает поразительное предположение, что рисунки и орнаменты на русских платках – что-то вроде иероглифического письма, закодированные древние послания. И вот ученые уже исследуют платки с помощью ЭВМ и, разумеется, получают шокирующие результаты. В расшифровке, выданной машиной, содержится призыв о помощи и сообщение о катастрофе на третьей планете.
Типичные для 80-х темы: интерес к инопланетянам и завышенные ожидания от искусственного интеллекта. Но речь не об этом, а о том, что с платками все не так просто. В Русском музее открылась выставка и цикл лекций «Платки и шали в России XVIII-XXI веков». Не думаю, что речь там пойдет об инопланетянах, но ученые могут многое рассказать о мировоззрении русского человека, положении женщины, политике и моде. И все по платкам. Что приглянулось и запомнилось Анне Лесиной – в сюжете.
Опростоволоситься – на Руси это слово имело самое прямое значение, и чтобы навести на девушку позор, достаточно было сорвать с ее головы убор, опростоволосить. Символом женской чистоты и добропорядочности издревле был платок. С приходом православия он приобрел особый смысл. В Москве XVII века важной частью царского быта был платок-ширинка.
Вышивкой платков в XVIII и XIX столетиях занимались барышни всех сословий. В женских шкатулках хранились синель, шелк и золотые нити. Золотошвеи оставались безымянными, их своеобразной подписью были сложные художественные приемы, свои собственные в каждой губернии.
Анна Лесина,корреспондент: «Лучшей в стране по производству шалей и платков в XIX веке стала крепостная фабрика помещика Дмитрия Колокольцова. Интересный пример ее работы – эта четырехметровая шаль, одна из самых больших в мире. Носить такую было крайне неудобно».
К середине XIX века на смену абстрактным растительным узорам приходят цветочные славянские мотивы — замысловатые гирлянды обрамляют пышные букеты из полевых цветов, роз и тюльпанов. Средник платка заполняют изображения ягод. В этой традиции вышивались ткани на производстве подмосковных купцов Левиных. Как, например, платок, посвященный свадьбе императора Александра II.
В XX веке цветочный орнамент укрупняется, а в послевоенные годы платок приобретает яркий, пламенеющий цвет. Его производством занимается Павловопосадская фабрика, ныне известная во всем мире. Сегодня ручную набойку заменили ткацкие станки, а сам платок утратил свои сакральные смыслы. Но, тем не менее, узорчатая ткань обладает удивительным свойством – в замысловатой вязи бережно хранятся многовековые традиции и тепло домашнего уюта.