Еще одна круглая дата. Но, к сожалению, в сослагательном наклонении. В этом году 60 лет могло бы исполниться Киту Харингу – художнику, культовому персонажу американского стрит- и поп-арта 1980-х годов.

Харинга не стало почти 30 лет назад, но его не забывают, да и его творчество за эти годы ни капли не постарело. В подтверждение тому в следующем году пройдет целая серия больших экспозиций работ Харинга. Начнется выставочный тур летом в галерее «Тейт Ливерпуль».

Запечатлеть Кита Харинга за работой повезло фотографу Владимиру Сычеву. И не только его. В объектив Сычева попадали: Илья Кабаков, Карл Лагерфельд, Михаил Барышников, Роман Полански. Увидеть эти кадры сейчас можно в РОСФОТО. Там открылась первая в Петербурге ретроспектива Сычева «От советской эпохи до великих кутюрье». Анна Лесина продолжит.

Щелчки затвора фотоаппарата как пули, пробивающие дыры в железном занавесе. Впервые в Петербурге представили работы Владимира Сычева, советского фотографа, всколыхнувшего своим творчеством Запад. В 1980-м он эмигрировал во Францию. И то, что привез с собой, в одночасье сделало его одним из самых печатаемых фотографов мира. Сычев представил свой архив, который рассказывал о повседневной жизни советского народа. Такого Советского Союза Европа еще не видела. В нем не было парадного хвастовства, только контрастная изнанка коммунизма. 

Олег Жуков,организатор выставки:
«Когда мы советовались с кураторами музеев по поводу фотографий, они говорили: «Вы знаете, мрачновато». То есть сам СССР оказался мрачен, местами циничен. Но в этой мрачности оказалась особая красота, то о чем хочется подумать потом. Есть фотография, где на плакате написано: «Все идет к коммунизму». И показан перрон, где идут одни инвалиды».

Фотографии моментально попали на обложки Times и Newsweek. Журнал Stern посвятил его репортажам 55 страниц. Способность находить незаурядную композицию позволила Сычеву получить двухлетний контракт на подиумную съемку от французского Vogue. Далекий от моды фотограф делал то, что умел — документально фиксировал реальность. Такие снимки выгодно отличались от типовых работ бьюти-фотографов.

Владимир Сычев,фотограф:
«Мы делали репортаж о Карле Лагерфельде, когда он только подписал контракт с компанией «Шанель». И это дверь в кабинет Коко Шанель, на которой до сих пор написано «мадемуазель», потому что она не была замужем. «Приве» – частное, никому входить нельзя.

Портрет – визитная карточка Владимира Сычева. Непосредственные, искренние, порой даже комичные люди, пойманные в  прицел объектива, кажется, совсем не замечают фотографа.

Игорь Лебедев,куратор РОСФОТО:
«Всегда интересно, когда перед мастером раскрываются люди, когда они перестают позировать, а просто живут в кадре, интересно смотреть, когда человек из отстраненного становится очень близким. Ничего не мешает рассматривать каждую деталь: лицо, эмоции». 

В пойманных моментах угадывается почерк французского фотографа. Владимир Сычев был знаком со знаменитым  Антри-Карте Брессоном, которого считал богом фотоискусства. Задавая себе высокую планку, в Европе Сычев завоевал статус легенды, но в постсоветском пространстве остался практически неизвестен. Сегодня его работы стали открытием уже для отечественного зрителя.