Когда Фридрих Ницше забрасывал в море сети, то вытаскивал оттуда, по его собственному признанию, «только головы мертвых богов». Гораздо большее везение демонстрирует выставка «Красное. Желтое. Белое», открывшаяся в Этнографическом музее.
Выставленные на ней экспонаты переливаются всеми оттенками этих цветов, речь идет о предметах из жемчуга, янтаря, кораллов и перламутра. Ценные сами по себе или включенные в драгоценности, дары моря стали основой творчества разных народов, и авторы экспозиции на их основе предлагаю порассуждать об архетипах культуры, связанных с морем. Взгляды Фридриха Ницше в общих чертах всем известны. А если шире, послушаем, что скажет Анна Лесина.
Воплощение цветовых канонов в природных украшениях – в таком ключе коллекция самоцветов Этнографического и Горного музеев интерпретируется впервые. Красный – знак огня и животворного тепла. Его осязаемым воплощением еще с эпохи палеолита является коралл. Коралловые литовское ожерелье, русский гребень и даже кавказская серьга для носа были больше, чем милые сердцу украшения. Они наделялись силой апотропея – защитой от сглаза и злых чар.
Желтый – застывший солнечный свет. Изделия из янтаря издревле имели высокую символическую ценность. На Руси золотистую окаменевшую смолу называли алатырь, женские нагрудные ожерелья из застывших слез ископаемых деревьев старались держать ближе к телу, так как самоцвет служил символом присутствия Бога.
Елена Котова,заместитель директора по научной работе Горного музея Горного университета: «Существует мнение, что янтарь добывается только в регионе Калининградской области, здесь мы этот миф разрушаем. Это может быть и чукотка, и страны бывшего Советского Союза. Янтарь с давних пор привлекал красотой своей чарующей, приятным медовым оттенком».
Наконец, белый – символ неба и чистоты души. Художественно-религиозная символика этого цвета материализовалась в морских раковинах: добытые из них жемчуг и перламутр украсили как праздничные кокошники, так и повседневные облачения. Сильнейшим оберегом у народов Евразии стали раковины каури, привозимые по торговым путям через Китай, Тибет и Среднюю Азию.
Ольга Мишуринская,научный сотрудник отдела этнографии Поволжья и Приуралья Этнографического музея: «С XIX века раковины каури сосредоточились в костюмах мордвы. За моей спиной вы видите костюм мокши, девушка практически с головы до ног одета в раковины. У нее украшен и головной убор, и нагрудные украшения, у нее вся спина покрыта раковинами каури, скрепленными в виде косичек».
Редкие по красоте природные материалы объединяет по своему происхождению водная стихия. Их действительно можно назвать самоцветами рек и морей. Примечательно, что изделия из них носили не только эстетический характер. Вот, например, эта раковина морского гребешка использовалась как светильник и заменяла чашу для фитиля.
Все эти самоцветы объединяет одно — эстетическое удовольствие, за которым скрывается глубокая человеческая потребность в желании найти в материальном мире присутствие высших сил. И вот что интересно: не появись однажды человек, пожелавший хранить у себя на груди частицу солнца, поместили бы сегодня эти творения природы в стеклянные витрины?