Завершил работу VII Международный культурный форум. Пестрая палитра событий, о самых ярких мы сегодня вспомним еще раз. И, наверное, главное – вручение Европейской театральной премии. На церемонию съезжаются лауреаты из разных стран, привозят свои спектакли. Так было и в этом году. Однако выступавшие на вручении режиссеры особо отметили тех, кто не смог принять награду.
Швейцарский режиссер Мило Рау не приехал в этом году из-за трудностей с получением российской визы. В своем письме, зачитанном со сцены, он упомянул Кирилла Серебренникова, также не получившего награду в прошлом году из-за домашнего ареста. Говоря об этом, лауреат Европейской премии, худрук МДТ Лев Додин подчеркнул, что премия поддерживает идею Джорджо Стрелера о братстве наперекор политике, несмотря на то, что мир склонен забывать о таких словах, как доброта и гуманизм. О самых ярких именах и спектаклях нынешней премии расскажет Павел Богданов.
Что объединяет выдающихся режиссеров современности Питера Брука, Роберта Уилсона и Петера Штайна? Все они – лауреаты Европейской театральной премии. Она была учреждена 32 года назад Европейской комиссией. В Петербурге ее уже вручали. В 2011 году на сцене Александринки чествовали как раз Петера Штайна.
Лауреаты всегда известны заранее. Еще одна традиция – работы победителей непременно должны быть показаны в городе, где проводится премия. Это могут быть и смелые хореографические эксперименты, как в случае с бельгийцем Сиди Ларби Шеркауи, чей танцевальный «Пазл» с трудом поддается смысловой сборке. А может быть и цирк на театральной сцене, как у компании «Циркус Циркор» из Стокгольма. В спектаклях Тильде Бьорфорс языком самого демократичного жанра говорят о сложной концепции преодоления человеческих границ.
Португалец Тьяго Родригес принципиально работает только с современной драматургией. Спектакль «Дыхание» – почти документальная история о женщине-суфлере. Родригес размышляет о театре будущего, где от сценического пространства останутся одни руины.
Ян Клята из Польши, напротив, талантливо вплетает в современность признанных драматургов. Классическая пьеса Ибсена «Враг народа» – для него лишь повод поговорить о природе власти здесь и сейчас.
На фоне таких экспериментов с содержанием и формой лауреат высшей Европейской премии Валерий Фокин выглядит столпом театральной традиции. Но и для него эта награда – повод взглянуть на свое творчество с высоты прожитых лет, чтобы непременно двигаться дальше.
Многообразие форм и жанров, смелые сценические эксперименты и новое прочтение классики – Европейская театральная премия сполна отражает ту самую новую театральную реальность, девизом которой может стать крылатая фраза: «Пусть расцветают сто цветов».