В Михайловском театре премьера. «Иоланта» Петра Ильича Чайковского, история слепой принцессы, прозревшей для любви, в постановке Андрия Жолдака. Ко всем именам добавить нечего. В качестве преамбулы — лучше о любви и слепоте. Кто-то из юмористических писательниц, кажется Тэффи, говорила, что это идеальное сочетание: она – слепая, он — горбатый урод. Она не видит его уродства, ей все равно, а он не сбежит к другой. Речь шла о «Соборе Парижской Богоматери». В Иоланте другое: здесь слепота – приговор всей жизни до того, как в нее приходит любовь, меняет ее оптику навсегда. Но правда жизни в том, что множество людей не знают, что такое любовь. Это они твердят, что любовь – это красивая сказочка, что ее не существует. Как же не существует, если я ее испытывал? В этом вечная актуальность «Иоланты». Кто-то должен был сказать об этом. Детали и факты постановки у Павла Богданова.
В творческой биографии Андрия Жолдака десятки драматических спектаклей театральную премию «Золотая маска» он получил именно за оперную постановку «Евгения Онегина» как раз на сцене Михайловского театра. И, по признанию самого Жолдака, он даже испугался, до того ему понравился драматическому театру, и вновь на сцене Михайловского. Причем опять это опера Чайковского. Но, в отличие от «Онегина», «Иоланту» называют самым неправильным произведением композитора. Ведь в свое время она ломала все устоявшиеся каноны жанра.
В классическом варианте «Иоланта» идет чуть больше часа, и на премьере ее показывали вместе со «Щелкунчиком». А оркестровка, по словам Римского-Корсакова, сделана «как-то шиворот-навыворот»: музыка, пригодная для струнных, поручена духовым, и наоборот. Отчего она звучит иной раз даже фантастично. Идеальный материал для неукротимой творческой фантазии Андрия Жолдака.
В версии Жолдака музыка зазвучит через десять минут после начала. Своеобразной увертюрой станет визуальное погружение в творческий процесс Чайковского, из которого становится ясно: воспринимать эту оперу исключительно как восторженный, лучезарный гимн любви, открывающей лучшие стороны человеческой души, во многом заблуждение.
История о слепой девочке, которая не подозревала о существовании мира, полного красок, в Михайловском превращается в драму выбора жизненного пути.
«Иоланта» Жолдака чрезвычайно насыщена визуальными деталями. Так что порой непонятно, где заканчивается реальность, а где начинаются игры разума. Из двух путей: детально рассказать историю, концентрируясь на человеческих отношениях, или изложить ее, пользуясь средствами высокой поэзии, режиссер выбрал второй. И это логично. Ведь если вдуматься Чайковский — большой поэт. Просто рифмовал он сложные музыкальные темы.