Начнем с уроков режиссуры. В Петербурге свой спектакль показал худрук московского ТЮЗа Кама Гинкас. «Вариации тайны» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта.
Изначально написанное специально под Алена Делона произведение — яркий пример интеллектуальной беллетристики. Слово «интеллектуальный» здесь в большей степени описывает читателей подобных книг, нежели их авторов. В таких произведениях речь идет не столько о сложных для понимания темах.
Скорее простым сюжетам придается глубокомысленное, философское звучание. Показательна писательская эволюция Шмитта. Он защитил диссертацию «Дидро и метафизика», затем последовало эссе «Дидро или философия соблазна» и, наконец, комедия «Распутник», экранизированная с большим успехом. И вот другой хит его интеллектуализма — «Вариации тайны». Теперь и на нашей сцене. Сквозь поверхностный сюжет его глубины прозревал Павел Богданов.
Пьесу Эрика-Эмманюэля Шмитта иронично называют «Заезженные вариации». Ведь за 20 лет она обошла едва ли не все мировые подмостки. Тем удивительнее, что известный своим пристальным вниманием к материалу Кама Гинкас взялся за этот спектакль. Более того, хотел поставить его еще много лет назад.
В центре повествования двое мужчин: знаменитый писатель Абель Знорко и Эрик Ларсен, поначалу представившийся журналистом, а в действительности – учитель музыки. А также Элен, которая в спектакле не появляется. В итоге оказывается, что ее много лет нет в живых, а переписку от лица красавицы давно ведет ее муж Эрик Ларсен. И это не раскрытие интриги. Ведь сам Гинкас уверен, что детективная оболочка драматургии Шмитта для него лишь повод поговорить о куда более важной теме: что такое настоящая любовь?
В спектакле московского ТЮЗа персонажи словно поменялись местами. Герой Баринова Эрик Ларсен, по версии Гинкаса, старше своего оппонента. В пьесе Шмитта все наоборот. Но и это не случайно. Ведь в таком случае чувства Ларсена к Элен приобретают совсем другой окрас. Это уже не только любовь мужчины к женщине. Это гораздо больше.
Кама Гинкас – главный в русском театре специалист по темным сторонам человеческой души – и в «Вариациях тайны» остается верен себе. В ловко скроенной коммерческой пьесе он обнаруживает глубокую драму об одиночестве и бессмысленности бытия. А ответа на вроде бы главный вопрос — что делать, если ты попал в силки любви – зритель так и не получит. Его даст только сам режиссер уже после окончания спектакля.