Варвара Фёдорова,корреспондент:
Горячо.

Расплавленное стекло, тягучее, как мёд, прямиком из печи направляется на стол выдувальщика. Тот формирует первый пузырь. На стеклодувном сленге «баночку». И дальше, словно из пластилина, может вылепить хоть незатейливую ёлочную игрушку, хоть изящного лебедя, хоть вазу в античном стиле.

Варвара Фёдорова,корреспондент:
Стеклодувное мастерство — ремесло или творчество? Чего больше?
Ирина Петрова,художник по стеклу:
Это в синтезе даёт искусство.
Варвара Фёдорова,корреспондент:
Температура в гутной печи больше тысячи градусов, вес стеклодувной трубки порядка полутора килограммов, и даже ножницы стеклодува — совсем на маникюрные не похожи. Ирина, не женское же это дело.

В ответ Ирина только смущённо смеётся. Не женское, но искусство требует жертв и отваги.

Ирина Петрова,художник по стеклу:
Тут температура где-то 600 градусов. Поэтому надо преодолеть этот страх. Страх огня.

За плечами бесстрашной Ирины учёба в Академии Штиглица и работа на заводах. В общей сложности 5 лет ежедневных тренировок по стеклоделию. Основная специальность — художник по стеклу. В её тандеме с выдувальщиком обязанности распределяются как на телевидении у режиссёра и оператора. Первый отвечает за замысел, второй — за техническое его воплощение. Однако Ирина и сама может выдувать изделия и работать с раскалённым материалом. Словом, точно в горячую избу войдёт.

Варвара Фёдорова,корреспондент:
Чему научились за 5 лет?
Ирина Петрова,художник по стеклу:
Чувствовать стекло я научилась. Именно чувствовать, потому что, если ты его не чувствуешь, оно тебе не будет поддаваться. Это сложный материал, вредный материал.

Укротить капризный материал помогают почти хирургический набор стеклодувных инструментов: зажимы, ножницы и пинцеты разных форм и размеров.

Ирина Петрова,художник по стеклу:
На самом деле их даже сложно сжать. Попробуйте.
Варвара Фёдорова,корреспондент:
Действительно, как эспандер можно использовать. Что сложнее сделать: вот такой кувшин, или, скажем, птичку, которую мы здесь видим, сувенирную?
Ирина Петрова,художник по стеклу:
Конечно же кувшин, потому что он требует достаточно долгой обработки, детализации. А что самое главное, это требует именно художественных навыков у выдувальщика. Потому что без навыков и чувства именно стекла — чуда не произойдёт.

Трудно сказать, что чудеса из стекла доступны для всех желающих. Открытых мастерских немного, а технологический процесс требует сноровки. На мастер-классах вас могут научить изготавливать простейшие предметы. Такие бусины, например, похожие на современные арт-объекты. Дальше учится придётся долго. Будет нелегко и обжигающе горячо. Даже холодной зимой, которая не за горами.