Там собраны работы петербургского художника Валерия Вальрана. Насыщенный зеленый, который и называют окисью хрома – любимый цвет Вальрана. В его живописи он солирует вот уже около 40 лет. Но если обычному зеленому приписывают свежесть, молодость, спокойствие и безопасность, которые он якобы должен дарить, окись хрома у художника – мощный, но совершенно неконтактный цвет. На его зеленых полотнах ничто не прорастает, а повисает, как в безвоздушном пространстве.
Лиана Алоян, директор галереи современного искусства 1445: «Когда я смотрю на картины, в голову у меня всегда играет какая-то музыка, глядя на работы Вальрана, у меня в голове играет джаз».
Эту выставку, созданную за год, вполне можно назвать венцом его творения, результатом многолетнего поиска. Петербургский художник Валерий Вальран всю жизнь посвятил истреблению лишнего в живописи: избавлялся от тени и несущей плоскости, очищал предмет от бытовых и культурных ассоциаций и искал цвет, способный стать обезличенным фоном. Им оказался оксид хрома – краска цвета нераспустившихся одуванчиков.
Александр Секацкий,философ, публицист: «Для данной выставки это вообще концептуальное решение. Если для философа побуждением к действию может служить выбор аксиомы, то для художника – выбор цвета. Это цвет достаточно странный, он немного официальный, чуть-чуть казенный, чуть-чуть защищенный от пронизывающего взгляда, но именно он позволяет сработать всем реактивам обособления».
Среди порядка двадцати работ большая часть – архетипические натюрморты. Вальран использует один и тот же набор предметов, кажется, прихваченный из советского прошлого. Это скорее не натюрморт в общем понимании, а вещественный абстракционизм, где место квадратов или треугольников заняли бутылки, яйца, хлеб и рыба. В геометрически выверенном расположении предметов угадывается педантичность мастера с техническим образованием. Создавая холсты, он использует математический принцип случайных чисел.
Валерий Вальран,художник: «Раньше пытался опираться только на свой произвол, теперь метод случайности: помечаю бутылки номерами, помещаю в темный пакет и вытаскиваю, потому что мы считаем, что так умны, хороши, но можем придумать там сходу 15-16 композиций, а на самом деле их тысячи, их десятки тысяч».
Цвет, суженный до одного спектра, просвечивает сквозь стеклянные грани и заполняет пространство не только вовне, но и внутри стаканов, тарелок и ваз. И если допустить реальность философской идеи, что все мы – цветные части одного большого вселенского витража, то Валерий Вальран – определенно, зеленый, с нотками весенней листвы, стен советского подъезда и плотного сукна бильярдного стола.