«Люблю тебя, Петра творенье», — эта знаменитая строчка Пушкина — самое известное признание в любви нашему городу. Но как известно, любовь нуждается в доказательствах. Таким доказательством, но уже после эпохи Пушкина, становится фотография. О том, как бережно фиксировались облики города с середины позапрошлого столетия, рассказывает выставка «Санкт-Петербург в фотографиях 1850-1910 гг», открывшаяся в Строгановском дворце.
Ирина Панченко, куратор выставки: «Мы перед собой видим жанр Парадного Петербурга, но также видим съемки, которые сделал известный мастер конца XIX — начала XX века Карл Булла. Вот, например, известный вид Академии художеств во время ледохода. Здесь передано не только само здание, но и то весеннее настроение, настроение ледохода, обновления жизни, теми чувственными нотами, которыми так ценился мастер».
Это другой, непрофессиональный мастер, это фотограф-любитель. Александр Несветевич — фотограф военный, который также жил в Петербурге и активно снимал Петербург повседневный. Это и вербный базар на Исаакиевской площади, и озерный ледоход. И Нева с видом на Академию художеств.
И Несветевич, и Карл Булла, и другие мастера, которые находятся в экспозиции, они были теми родоначальниками жанрового репортажа, событийного репортажа, который отличается вот такой повседневностью…
Виктор Высоцкий,корреспондент: «Я здесь вижу роскошную фотографию интерьера. Можно ли говорить об интерьерной съемке как об отдельном жанре?»
Ирина Панченко, куратор выставки: «Как и видовая съемка, интерьерная имела свое развитие. И были мастера, которые в этом жанре отличились… В том числе на этом изображении представлена комната из анфилады 15-комнатной. Ныне здесь здание Этнографического музея России.Именно сюда император Александр II приехал к Екатерине Михайловне на чашку чая. И после этого он уже поехал в сторону канала Грибоедова — Екатерининского. И там на него было совершено трагическое покушение….»
Виктор Высоцкий,корреспондент: «Главное впечатление, которое выносишь из этой выставки — это многообразие жизни, о которой нам рассказывают старинные фотографии города. От молебнов у Медного всадника до мгновений частной жизни. Но и, конечно, сам город, его облик — такой знакомый и незнакомый в то же время. Настолько, что рождается чувство — хочу в Петербург!»